Речевой центр "Говоруша "
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_tsentr.ardashevae.s.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 «Золотой ключик» г.Малмыжа
Заочное участие в конкурсе «Лучший центр по речевому развитию»
во второй младшей группе
Выполнила воспитатель:
Ардашева Екатерина Сергеевна
2022г
Одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи детей и создание для этого благоприятных условий. Для решения этой задачи в группе «Лучики» создан Речевой центр «Говоруша» Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой учитывая ФГОС ДО.
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит». К. Д. Ушинский.
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования предпосылок обучения грамоте; овладение речью, как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
При создания речевой среды в группе учитывались :
- особенности детей второй младшей группы;
- уровень речевого развития каждого ребенка;
- интересы и способности детей .
Речевой центр, постоянно пополняется разнообразными, практическими и наглядными, материалами, методическими пособиями, для решения всех задач по развитию речи. Материал соответствует возрастным особенностям, требованиям СанПин и ФГОС ДО, безопасен, доступен для самостоятельной деятельности детей.
Содержание речевого уголка
Образовательные технологии, используемые для речевого развития: здоровьесберегающие технологии
- -артикуляционная гимнастика (Косинова Е.М.),
- -дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, на развитие голоса (картотека),
- - элементы логоритмики (Картушина М.Ю.)),
игровые технологии (дидактические игры (словестные, настольно-печатные); и упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, технологии Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша и т.д.)
технология мнемотехника (Ткаченко Т.А.) составления описательных рассказов, сказок, стихов.
технология проектной деятельности (совместное творчество родителей и детей,книжки-малышки, моя семья, волшебные сказки);
ИКТ (оформление центра, документации, подбор иллюстративного материала)
Речевой центр совмещен - с книжным и театральным уголком и способствует
развитию всех сторон речевого развития: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи с театральным уголком, в котором расположились сказочные персонажи.
- Настольный театр (резиновый)
- Настольный объемный театр (бумажный)
- Плоский на фланелеграф
- Пальчиковый театр (изготовлен радителями)
- Магнитный театр
- Театр на палочках (изготовлен родителями и детьми)
- Перчаточный театр би-ба-бо
- Маски сказочных персонажей (изготовлен родителями)
Книжный уголок является важной частью речевого центра группы, играет существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового.
В книжный уголок наполняется в соответствии с лексической темой.– книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
- книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
- книги разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- музыкальные книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
- книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные родителями своими руками.
А так же в книжном уголке систематизированы картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных и пр.), картинки по содержанию кумулятивных сказок; фонотека стихотворений, песенок, сказок, потешек.
Огромную помощь в обогащении литературного центра оказывают родители воспитанников. Принимают участие в акций «Подари книге вторую жизнь», изготавливают книжки-малышки своими руками.
В основу центра речевого развития входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
- мелкой моторики;
- фонематического слуха;
- речевого дыхания и воздушной струи;
- артикуляционного аппарата;
- правильного звукопроизношения;
- словаря и фразовой речи.
Методическое пособие
Лэпбук «В гости к сказкам, стишкам и потешкам»(авторское пособие) для индивидуальной и самостоятельной работы детей и взаимодействия с взрослыми. Путешествуя по страничкам лэпбука, дети развивают речь, мышление, любознательность, тренируют память, внимание, решают нравственные задачи. Каждая страничка предлагает свое задание такие как:
-Расскажи сказку по картикам (мнемотехника)
-Отгадай сказку по картинке
- Театр на палочках (предлагает детям рассказать знакомую сказку, родители воспитанников помогают и принимают участие в изготовление новых сказок и сказочных героев)
-Расскажи потешку по картинке
-Назови персонажей сказки
Бизиборд (изготовлен родителям воспитанников) Яркий, многофункциональный, интересный, привлекает детей сюрпризом, который дети находят за дверью домика. Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер. Игры в уголке подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Неотъемлемым атрибутом речевого центра является игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. В нашей группе это Мишутка.
Речевой центр «Говоруша» это место идей и детской фантазии, где ребята могут выбирать, как поиграть, с кем поиграть, во что поиграть, учатся договариваться, следовать правилам центра или придумывать свои во время игры. Дети принимают участие в обогащении развивающей среды речевого центра. Это выставки детских рисунков и поделок, которые они делают дома и в детском саду, совместные изготовления сказочных персонажей на бросовом материале (стаканчиках от йогурта), совместно изготавливали дидактический материал для речевого дыхания: горячий чай, радужные облака.
Родители являются активными участниками воспитательного процесса и благодаря их активной позиции, речевой центр пополняется книгами, пособиями, дидактическими играми, пополняются альбомы для просмотров по всем темам.Родитель принимают участие во всех конкурсах и выставках совместных поделок и рисунков и.т.д
В своей работе я использую авторские пособия , Тематический лэпбук «В гости сказкам, стишкам и потешкам», «Веер сказочных героев», «Умные прищепки»
Речевой центр в нашей группе построен с учетом развития всех речевых параметров. Мы стремимся к эмоционально-комфортной и насыщенной развивающей среде и разнообразным развивающим оборудованием и материалами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...