Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.
образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных и согласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Условно-графическая схема звукового состава слова. Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.
воспитательные: воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ»
Лексическая тема «Деревья и кустарники»
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.
образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных и согласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Условно-графическая схема звукового состава слова. Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.
воспитательные: воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Материал: Звуковички гласных и согласных звуков, наборы букв на каждого ребенка (А, М, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; предметные картинки, в названии которых есть звуки М, МЬ, Н, НЬ; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, материал для графической работы.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Педагог предлагает ребенку сесть за стол, если он назовет любой гласный звук.
2. Характеристика звуков.
- На какие группы можно разделить буквы А, О, У, Ы, М, Н? (гласные и согласные)
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Какие звуки обозначают эти буквы? (звуки М, МЬ, Н, НЬ)
- Почему эти звуки согласные? (при их произнесении воздух встречает преграду)
- Эти звуки глухие или звонкие? (звонкие)
- Почему? (если положить руку на горлышко и произнести эти звуки, можно почувствовать, как «дрожит» горлышко)
- Эти звуки твердые или мягкие?
- Как мы обозначаем твердые (мягкие) согласные звуки?
- Произнесите звук М, Н. Какую преграду встречает воздух?
Педагог предлагает достать из касс буквы М, Н и показать их.
3. Игра «Кто что подарил»
Педагог предлагает подарить картинки в названии которых есть звуки М, МЬ, Н, НЬ двум клоунам Тиму и Тому. Определить твердость и мягкость звуков.
4. Физминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной, др. ноге, потягиваемся — руки вверх)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
5. Звуко-буквенный анализ.
- Положите перед собой буквы Н, а с права от них букву А.
- Прочитайте что получилось. (НА)
- Это слог или слово? (это может быть слог, а может быть и маленькое слово)
Игра с предлогом «НА»
- Сколько букв в этом слове?
- А сколько в нем звуков? Какие это звуки?
- Давайте превратим слог НА в другое слово. Какое слово получилось? («НАМ»)
- Сколько букв в этом слове?
- Сколько звуков в этом слове?
- Как мы договорились обозначать слово? (полоской коричневого цвета)
- Как мы договорились обозначать слог? (полоской желтого цвета)
- Сколько слогов в этом слове? Почему? Давайте проверим. (хлопками)
6. Составление условно-графической схемы слова «НАМ».
- Под словом НАМ положите полоску, обозначающую слово.
- Под этой полоской положите полоску, обозначающую слог.
- Как мы договорились обозначать гласные (согласные) звуки? Покажите красные (зеленые, синие) квадратики.
- Какой звук слышится в начале слова НАМ? (Звук Н) Какой это звук: гласный или согласный? Почему это согласный звук? Квадратик какого цвета нужно положить под полоской слово? (синего)
Так же с двумя другими звуками (А,М)
- В слове НАМ три звука и три буквы.
7. Словарная работа
Игра «Придумай предложение»
Дети совместно с педагогом придумывают предложения со словом НАМ.
- В слове НАМ замените звук А на звук О (У, Ы). произнесите, что получилось. (НОМ, НЫМ, НУМ).можно ли эти буквосочетания назвать словами? (нет, это слоги)
8. Графическая работа
Написание слов: НА, НАМ.
9. Итог НОД.
Педагог обобщает материал, полученный на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...