Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление, развивать связную речь.
образовательные: продолжать знакомить детей с понятием «ЗВУК», ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление, развивать связную речь.
образовательные: продолжать знакомить детей с понятием «ЗВУК», ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.
Материал: модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в разного цвета костюмах и с выраженной артикуляцией), сигнальчики гласных и согласных звуков, мяч, дудочка, индивидуальные зеркала, листы бумаги с квадратными трафаретами, цветные карандаши.
Ход НОД:
1. Оргмомент.
Игра: "Перекличка" (с мячом).
Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
2. Сообщение темы НОД:
Логопед: - На прошлом занятии мы с вами говорили о разных звуках. Давайте вспомним, какие бывают звуки?
(Ответы детей: звуки речевые и неречевые)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
- Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся.
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)",
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3. Фонетическая ритмика для гласных звуков.
(с индивидуальными зеркалами)
Гласные тянутся песенкой звонкой: И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать: О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку: А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать: Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву: А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
4. Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, - дети маршируют;
Улетаем на ракете. – соединить руки над головой;
На носки поднимись, - подняться на носки;
А потом руки вниз. – руки внизу;
Раз, два - руки на поясе;
Три, четыре – - руки в стороны;
Вот летит ракета ввысь. – руки «куполом» наверху.
5. - Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»).Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горло и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос.
Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т!-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».
6. Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: - Мы сейчас с вами превратимся тоже в сказочных человечков - звуков.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно,
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать плетями рук, туловище наклонять вперед, Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед,
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз,
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
7. Игра: «Подними сигнальчик»
(педагог называет разные звуки, а дети поднимают красный сигнальчик, если услышат гласный звук)
8. Чтение «Сказки о человечках».
"Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,
С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
9. Пересказ сказки.
10. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.
Игра: «Закрась квадратик»
(дети закрашивают квадратики цветами гласных и согласных звуков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие направлено на расширение з...
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «В капле дождя отражается осень» ( технология ТРИЗ РТВ)
Учить детей системному анализу в рассуждениях ,поиске истины в игре «Да и Нет»Обучение способу мышления по системному...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста.
Тема: « Речевые и неречевые звуки»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...