Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с заданным звуком.
образовательные: знакомит с термином предложение. Выделение слов из предложения. Составление схем предложений и предложений по готовым схемам.
воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки А, О»
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с заданным звуком.
образовательные: знакомит с термином предложение. Выделение слов из предложения. Составление схем предложений и предложений по готовым схемам.
воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.
Материал: предметные картинки (солдаты, парад, апельсин, окно, облако, ананас, очки, огурец, автобус), полоски для обозначения предложений и слов; наборы букв А, а; О, о. Мешочек с пластиковыми буквами А, О; шнурочки и палочки для выкладывания букв; мяч; карточки с буквами А,О; Звуковички звуков А,О; Игры и игровые упражнения: «Скажи наоборот» (Поднять соответствующую букву А, О.).
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Игра «Чудесный мешочек».
(В мешочке буквы А и О. Ребенок должен на ощупь определить одну из букв, назвать ее, достать и показать детям).
2. Характеристика букв А, О.
- Выложите из палочек букву А, с помощью шнурка – букву О.
- Что вы выложили? (буквы)
- Почему вы считаете, что это буквы?
- Какие звуки обозначают буквы А и О?
- Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (гласный)
- Почему А это звук? (звук мы слышим и произносим)
- Когда мы произносим звук О, мы вытягиваем губы в форме овала, при этом воздух выходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук? (гласный)
- Фишками какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (фишками красного цвета)
3. Игра с мячом «Скажи наоборот»
(педагог произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Дети произносят слог наоборот и перебрасывают мяч обратно)
АО – ОА, ОА – АО,
АМ – МА, ОТ – ТО,
АК – КА, ОН - НО
4. Игра «Сигнальщики»
(у детей в руках карточки с буквами А и О. Педагог произносит имена. Если в слове есть звук А, дети показывают букву А, если звук О – букву О )
Аня, Оля, Антон, Костя, Ваня, Атрем, Тоня, Азат.
5. Физкультминутка:
Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.
Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом
Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим, тише, тише, тише,
Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Сели – встали, сели – встали, словно
Ванькой-встанькой стали.
А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч.
Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой.
Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора.
6. Игра «Вспомни имена»
(педагог беззвучно произносит различные звуки. Дети определяют их по беззвучной артикуляции, вспоминают и называют имена с этими звуками)
7. Составление схемы предложения.
На доске картинки с изображение солдат и парада.
- Что изображено на картинках? (солдаты, парад)
- Солдаты и парад – это слова, обозначающие изображения. Выберите слово-действие для солдат и парада (идут).
- Что у нас получилось вместе со всеми словами?
- «Солдат идут на парад» - это предложение.
Дети заучивают слово предложение.
- Из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов)
- Предложение мы будем обозначать полосками. Первое слово в предложении обозначается полоской с левого края которого находится уголок. Найдите такую полоску и покажите. Этот уголок обозначает заглавную букву с которой начинается каждое предложение. Еще в предложении ставится точка, она показывает, что предложение закончилось.
- Покажите начало (конец) предложения.
- Солдаты идут на парад. Сколько слов в этом предложении? (4 слова)
- Какое первое слово? Какой полоской мы его обозначим? Почему? …..
(проводится работа со словами и полосками, обозначающими слова в предложении)
СОЛДАТЫ ИДУТ НА ПАРАД.
- Чем отличается слово от предложения? (предложение нам о чем-то сообщает, рассказывает)
Заучивание правил о предложении: предложение начинается с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка..
Затем дети должны определить, есть ли в словах предложения звуки А и О и положить соответствующие буквы под словами.
8. Игра «Подари картинку»
(у детей на столах картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки А, О. Дети определяют с какого звука начинается слово и дарят картинку нужному Звуковичку)
9. Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...