Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Развитие слухового восприятия.

образовательные: условно-графическое обозначение слов ( — ). Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу, — вода, подводный, водоросли..

воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_4.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук О»

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Развитие слухового восприятия.

образовательные: условно-графическое обозначение слов ( — ). Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу, — вода, подводный, водоросли..

воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

Материал: красные фишки; картинки с изображением: окна, огурца, лопаты, ведра, одуванчика; модели слов; шнурки; мяч; звуковичок «О»; индивидуальные зеркала; сигнальчики гласных звуков; символ слова-действия.

Ход НОД:

1.  Организационный  момент.

- Ребята, за стол сейчас сядет тот, кого я назову ласково.

2. Артикуляция звука ( с использованием индивидуальных зеркал)

– Ребята, посмотрите, на доске расположены картинки. Назовите их:

Одуванчик, огурец, окно.

- Какой звук слышится в начале этих слов?

- Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком  «О».

- Давайте вместе произнесем звук «О».

Мальчики произнесут громко, а девочки тихо.

- Это какой звук? (гласный)

- Почему?

- А какие звуки вы уже знаете?

- Какие они?

- Почему их называют гласными? (их можно пропеть)

- Каким цветом обозначаем звук «О»? (красным)

Познакомить детей со звуковичком звука «О»

3. Игра: «Подними красный кружок, если услышишь «О»

А  У  О  И  Э  О  У  У  И  О  А  О

ОМ, УТ, ИС, ОК, КО, ТУ, МА, ВО

ДОМ, СОК, ЛУК, СЫН, ЛОБ, СТОЛ

4. Определение места звука «О» в слове.

      На панно выставлены картинки с изображение ЛОПАТЫ, ВЕДРА, ОГУРЦА. Логопед предлагает детям назвать их, выделяя голосом звук «О", затем определить место звука в слове и отметить его на полосках.

5. Физминутка «Ветер»

       Ветер дует нам в лицо,                        - плавные движ. в сторону лица;

       Закачалось деревцо.                             – руки вверху, наклоны в сторону;

       Ветер тише, тише, тише.                     – медленное приседание;

       Деревцо все выше!                               - вытянуться с поднятыми руками вверх.

6. Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу.

- Что  у  меня  в  стакане?  (вода)

- Как  назовём  слово  «вода»  ласково  -  …  (водичка,  водица).

- Как  называется  место  где  вода  падает  с  высокой  скалы  или  горы  -  …  (водопад).

…,  как  называется  спорт,  связанный  с  водой  -  …  (водный).

…,  как  называется  машина,  которая  перевозит  воду  -  …  (водовоз).

…,  как  называется  отрицательный  сказочный  герой,  который  живёт  в  воде  …  -  (Водяной).

…,  как  называются  растения,  которые  растут  в  воде  -  …  (водоросли).

…,   как  называются  трубу,  которые  проведены  для  воды  …  -  (водопровод).

…,  как  называется  профессия  человека,  который  чинит  эти  трубы,  для  воды  -  …  (водопроводчик);

…,  как  называют  человека,  который  надел  водолазный  костюм  и  залез  в  воду  …  (водолаз).

Видите,  сколько  набралось  слов,  похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка  «водных»  словечек  получилась.

7. Закрепление термина «Слово» (слова-действия)

- Ребята, мы с вами знаем, что каждые предмет имеет свое обозначение – слово.

(Показать разные предметы и назвать их словами)

- Но есть еще слова-действия, это такие слова, которые рассказывают, что можно делать с тем или иным предметом. Обозначается слово-действие таким треугольным человечком.

Игра «Придумай слово-действие»

8. Упражнение «Построй букву»

Построение  буквы  с  помощью  пальцев  рук  (одной  рукой,  двумя  руками  вместе,  двумя  руками  отдельно).

У  вас на столах простые  шнурочки,  но  если  вы  постараетесь  они  превратятся  в букву  «О».

Выкладывание  из  шнурков  буквы  «О».

Обведение  контура  буквы  пальцем.

8. Игра  с  мячом  «Много  -  один»:

       окна  -  … (окно)                              перья  -  … (перо)

       кольца  -  … (кольцо)                      стёкла  -  … (стекло)

       брёвна  -  … (бревно)                      озёра  -  … (озеро)

       сёла  -  … (село)                               вёдра  -  … (ведро)

       гнёзда  -  … (гнездо)                        облака  -  … (облако)

9. Итог занятия, оценка детей.

- Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

-Какой это звук?

- Каким цветом обозначаем?

       Из-за стола поднимается тот ребенок, который назовет слова, начинающиеся со звука «О»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...