Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Развитие слухового восприятия.
образовательные: условно-графическое обозначение слов ( — ). Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу, — вода, подводный, водоросли..
воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no_4.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук О»
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Развитие слухового восприятия.
образовательные: условно-графическое обозначение слов ( — ). Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу, — вода, подводный, водоросли..
воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.
Материал: красные фишки; картинки с изображением: окна, огурца, лопаты, ведра, одуванчика; модели слов; шнурки; мяч; звуковичок «О»; индивидуальные зеркала; сигнальчики гласных звуков; символ слова-действия.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
- Ребята, за стол сейчас сядет тот, кого я назову ласково.
2. Артикуляция звука ( с использованием индивидуальных зеркал)
– Ребята, посмотрите, на доске расположены картинки. Назовите их:
Одуванчик, огурец, окно.
- Какой звук слышится в начале этих слов?
- Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком «О».
- Давайте вместе произнесем звук «О».
Мальчики произнесут громко, а девочки тихо.
- Это какой звук? (гласный)
- Почему?
- А какие звуки вы уже знаете?
- Какие они?
- Почему их называют гласными? (их можно пропеть)
- Каким цветом обозначаем звук «О»? (красным)
Познакомить детей со звуковичком звука «О»
3. Игра: «Подними красный кружок, если услышишь «О»
А У О И Э О У У И О А О
ОМ, УТ, ИС, ОК, КО, ТУ, МА, ВО
ДОМ, СОК, ЛУК, СЫН, ЛОБ, СТОЛ
4. Определение места звука «О» в слове.
На панно выставлены картинки с изображение ЛОПАТЫ, ВЕДРА, ОГУРЦА. Логопед предлагает детям назвать их, выделяя голосом звук «О", затем определить место звука в слове и отметить его на полосках.
5. Физминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо, - плавные движ. в сторону лица;
Закачалось деревцо. – руки вверху, наклоны в сторону;
Ветер тише, тише, тише. – медленное приседание;
Деревцо все выше! - вытянуться с поднятыми руками вверх.
6. Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу.
- Что у меня в стакане? (вода)
- Как назовём слово «вода» ласково - … (водичка, водица).
- Как называется место где вода падает с высокой скалы или горы - … (водопад).
…, как называется спорт, связанный с водой - … (водный).
…, как называется машина, которая перевозит воду - … (водовоз).
…, как называется отрицательный сказочный герой, который живёт в воде … - (Водяной).
…, как называются растения, которые растут в воде - … (водоросли).
…, как называются трубу, которые проведены для воды … - (водопровод).
…, как называется профессия человека, который чинит эти трубы, для воды - … (водопроводчик);
…, как называют человека, который надел водолазный костюм и залез в воду … (водолаз).
Видите, сколько набралось слов, похожих на слово «вода», прямо семейка «водных» словечек получилась.
7. Закрепление термина «Слово» (слова-действия)
- Ребята, мы с вами знаем, что каждые предмет имеет свое обозначение – слово.
(Показать разные предметы и назвать их словами)
- Но есть еще слова-действия, это такие слова, которые рассказывают, что можно делать с тем или иным предметом. Обозначается слово-действие таким треугольным человечком.
Игра «Придумай слово-действие»
8. Упражнение «Построй букву»
Построение буквы с помощью пальцев рук (одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками отдельно).
У вас на столах простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О».
Выкладывание из шнурков буквы «О».
Обведение контура буквы пальцем.
8. Игра с мячом «Много - один»:
окна - … (окно) перья - … (перо)
кольца - … (кольцо) стёкла - … (стекло)
брёвна - … (бревно) озёра - … (озеро)
сёла - … (село) вёдра - … (ведро)
гнёзда - … (гнездо) облака - … (облако)
9. Итог занятия, оценка детей.
- Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
-Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
Из-за стола поднимается тот ребенок, который назовет слова, начинающиеся со звука «О»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...