Конспект по Речевому развитию в подготовительной группе по теме :"Одежда" ( Что носили раньше)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме:
«Одежда людей в далеком прошлом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy_po_teme.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме:
«Одежа людей в далеком прошлом»
Цель: Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом.
Задачи: Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями его изготовления и применения. Познакомить с костюмами смоленского края, рисунками орнаментов на костюме отметить их красоту. Развивать творчество, воображение; обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Воспитывать интерес, бережное отношение к русскому костюму. Воспитывать гордость за творческий талант народных мастеров. Воспитывать умение видеть и радоваться красоте.
Словарная работа: Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, пояс, опоясываться, кокошник, оберег,вышивка крестом мулине.
1.Рассказ с показом презентации «Русский народный костюм». Посмотрите, какой красивый расписной сундук. Да, это городецкая роспись. Что можно в нем хранить? Верно, в таких сундуках люди хранили одежду. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. Именно из такой ткани сшит этот сарафан (достаю из сундука надетый на плечики женский народный костюм: кофта-рубаха, сверху сарафан). Хороша льняная ткань тем, что она экологически чистая, нити из которых ее ткут, спрядены изо льна. В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко, тело в ней «дышит». Но плохо, что эта ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова начала пользоваться популярностью. А что бы она не так мялась, люди придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. Льняная ткань имеет серый цвет. Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?(Покрасить).А чем? Где взять краски для окрашивания ткани?
В то время люди использовали растения зверобой, василек, листья
березы, шелуху лука, чернику. Людей, которые красили ткань называли крашенники.
("Зверобой - красный цвет - означая - праздник, радость, тепло), (лук - желтый - цвет солнца, богатства(коричневый - символ земли - кормилицы; (василек - голубой - символ неба, молодости;(зеленый - цвет травы, растений, природы).
Ткань этого сарафана окрашена в красный цвет. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение) Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов. Жёлтый цвет олицетворяет солнце, богатство; голубой был символом неба, молодости. А как вы думаете, что означает коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу).
Народный костюм был будничный и праздничный (показ файла). Будничный костюм для работ по дому и в поле делался из очень прочных тканей. Праздничный костюм отличался красивыми сочетаниями цветовых оттенков, богатством деталей, вышивкой. Он удобен для гуляния и танца, очень красивый. Основой любого русского костюма является длинная рубаха с широкими рукавами. (Показ слайда). Поверх рубахи надевали сарафан, украшенный впереди широкой узорной полосой. (Показ слайда). Сарафаны были разного цвета: красного, малинового, синего. Поверх сарафанов обычно надевали передники, которые предохраняли одежду от загрязнения. (Показ слайда). Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она шилась из парчи, бархата. (Показ слайда). Понёва – поясная одежда типа юбки, которую надевала женщина после замужества. Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани. (Показ слайда).
Любимым способом украшения являлась вышивка. (Показ слайда).Вышивка - обереги располагалась в определённых местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали лёгкие и сердце, не давая этой силе подобраться снизу. Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, рубахи, полотенце, но и мужскую одежду. Главным орнаментом был узор из ромбов, кругов, цветов, деревьев, птиц. Что объединяет костюм и природу? Вышивка геометрических и растительных орнаментов. Вышивка не только делала костюм богаче и красивее, но могла рассказать о жизни человека.
2.Головной убор – очень важная часть костюма. Он многое рассказать о хозяйке наряда.
Девичий головной убор – в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, тканей, лент, бисера, пуговиц, блесток, крашеных перьев. Повязка имела прямоугольную форму и укреплялась с помощью лент и тесемок. Женские головные уборы полностью закрывали волосы, так как замужние женщины должны были обязательно покрывать голову. (Показ слайда). В качестве головных уборов женщины северных губерний России носили кокошники. Выполнялись они обычно профессиональными мастерицами из фабричных тканей с использованием в орнаменте белого бисера, фольги, стекла, рубленого перламутра и речного жемчуга. (Показ слайда).
Мужской костюм и в южной, и в северной России был менее разнообразен, чем женский. Он состоял из рубахи-косоворотки, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог. (Показ слайда). На голове носили шляпу из войлока – грешневик, позднее появились картузы. (Показ слайда).
В старину одежду перевязывали поясами. Их плели из тесьмы, делали из ткани и кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймёшь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором, а у бедного - узкий и узор на нём попроще. Пояс - кушак был непременной деталью одежды у мужчин. Так как карманов на одежде в старину не было, то туда подвешивали расческу-гребень, сумочку для денег и разных мелочей, топор. (Показ слайда).
Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, шитые, как правило, мехом внутрь. Зажиточные люди носили покрытые штофом шубы на лисьем меху с широкими собольими воротниками. (Показ слайда).
Самой распространенной обувью были лапти, сплетенные из лыка и бересты, надевавшиеся поверх домотканых онуч. Носили крестьяне и различную кожаную обувь. Женщины ходили в котах – башмаках с завязками на заднике, а также в ботинках с резинкой по бокам. В зимнее время носили валенки, катанки, на русском Севере – меховую обувь. (Показ слайда).
3.Беседуем.
- Как видите ребята, одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Где- же брали люди одежду? (сами делали).
- Кто скажет, из какой ткани шили одежду? (Из льняной).
- Чем хороша и чем плоха льняная ткань? Игра «Хорошо – плохо».
(Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит. Плоха она тем, что быстро мнется и с трудом разглаживается).
- А какой цвет имеет льняная ткань? (Серый).
- Из чего состоял русский женский костюм? (Рубаха, поверх которой одевался сарафан очень длинный и без рукавов. Поверх сарафанов обычно надевали передники, которые предохраняли одежду от загрязнения. Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она шилась из парчи, бархата).
- Из чего состоит мужской русский костюм? (Из штанов и рубахи - косоворотки. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава работать, было не возможно. Именно с этих давних времён берёт начало выражение «работать спустя рукава», значит работать плохо, кое-как.)
- Чем отличается будничный костюм от праздничного?
- Какими узорами вышивали рубахи и сарафаны?
- Что надевали женщины под сарафан? (Кофту-рубаху)
- Что повязывали сверху сарафана? ( Повязывали передники).
- Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (Правильно, она сшита из другой ткани. Кроме того у старинной рубахи по - другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому её называли косовороткой).
- А для чего люди вышивали одежду? (По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил).
- Где же располагались вышивки-обереги, и что они защищали?(Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой силе подобраться снизу).
Загадочки проверялочки.
- Эта часть костюма Не мужской кафтан.
Носит красна девица Длинный (сарафан).
- С давних пор краса девицы определялась не румянами, и не ресницами. Всюду русская краса – с лентой длинная (коса).
-Ходит девица с косой с непокрытой головой, красоте помощник - расписной (кокошник)
- Ворот вышит, а застёжка с боку подбородка. Всем наряд известен этот как (косоворотка).
- На Руси с давних пор головной носят убор. Для женщин - это украшенье. Носят их они с уменьем.(Платки)
Давайте вспомним пословицы и поговорки, об одежде.
«Какова пряха, такова и рубаха».
«Не одежда красит человека, а добрые дела».
«Не украшай платье, а украшай ум».
«Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что бы ум копить». «Красавина и в старом платье хороша».
4.Обобщаем. Русский народный костюм – это часть русской культуры Он объединяет в себе внутреннюю и внешнюю красоту. В нем живет красота души и тела человека. Все в нем напоминает о красоте родной земли. Красота костюма заключается в особенностях жизни наших предков.
5.Играем: Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:
Мы попрыгаем немножко (прыгают) И похлопаем в ладошки (хлопают)
А теперь мы покружились (кружатся и на землю опустились)
Потянулись, потянулись солнышку мы улыбнулись.(ручки в вверх)
6.Творим, рисуем, радуемся. А ну-ка рукодельники, покажите свое умение – раскрасьте костюмы так, как украшали их в старину. Дети рисуют обереги-узоры на сарафане и рубахе под спокойную музыку.
(Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам и дедушкам. (Дети выбирают куски тесьмы, воспитатель показывает способ плетения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».
Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....
Конспект НОД по речевому развити. в подготовительной группе на тему: « Путешествие по временам года»
Данный конспект НОД закрепляет знания детей о временах года....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну Смешариков"
В конспекте занятия показана работа над формированием умения составлять связные описательные рассказы по схемам....
Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе на тему: "Одежда"
Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему "Одежда"...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"...
Конспект ОДпо речевому развитию в подготовительной группе на тему: " Чтение рассказа К.Паустовского "Теплый хлеб"
Цель: Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб».Задачи:Образовательные:Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширятьсловарный запас, совершенствовать граммати...