Конспект по речевому развитию в подготовительной группе по теме «Осень» с использованием мнемотаблицы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
расширять словарный запас и знания детей о признаках осени, формировать у детей познавательные интересы и способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olisova_e.r.konspekt_osen.docx | 386.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Олисова Эльвира Рафековна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 460»
г. Нижнего Новгорода,
603158, проспект Кораблестроителей, д.46.
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе по теме «Осень» с использованием мнемотаблицы.
Цель: расширять словарный запас и знания детей о признаках осени, формировать у детей познавательные интересы и способности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
• Обогащать словарь детей.
• Формировать умение составлять рассказы по мнемотаблице, узнавать на картинках осенние признаки природы.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, ответственность, инициативность.
Развивающие:
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, артикуляционную и общую моторику, наблюдательность.
• Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Материалы: Мнемотаблица «Осень», иллюстрация «Осень».
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент. Наглядные: рассматривание иллюстраций, прослушивание, показ. Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадок.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы сегодня поговорим о сказочном времени года осени. А сейчас послушайте стихотворение, которое написал В. Приходько «Вот и осень»
«Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.»
Воспитатель: - Ребята давайте разбираться, какая бывает осень?
Но для начала давайте отгадаем осенние загадки:
1. Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто …(Листопад)
2. Осенью он часто нужен –
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в чёрных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
3. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – … (Дождь)
Работа с мнемотаблицей
Воспитатель: - Ребята, а теперь внимательно посмотрите на доску, где у меня изображены картинки в виде таблицы. Как вы думаете, о чём рассказывают рисунки в таблице?
Воспитатель: - Давайте поговорим о каждой картинке. Что мы видим? (Дети вместе с воспитателем, оговаривают каждую картинку.)
- А теперь я расскажу вам рассказ об осени:
«Наступила осень. Деревья скидывают свою листву на землю. Солнце меньше греет. День становиться короче, а ночь длиннее. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края. Люди одевают теплую одежду».
- А теперь вы расскажите об осени. (Дети у доски рассказывают об осени).
- Молодцы! Я предлагаю отдохнуть!
Физминутка.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: - А сейчас, попробуем разучить стихотворение «Осенние листья» (Сначала воспитатель с детьми обговаривает каждую картинку, подсказывая, что изображено на рисунках.)
Игровое упражнение: «Какая бывает осень?» (теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
«Подбери действие»
Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью (что делают) - моросит, идет и т. д.
Урожай осенью (что делают) - убирают.
Птицы осенью (что делают) - улетают.
Деревья осенью (что делают) - опадают, роняют листья.
Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно назвать одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.
Звери осенью - готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки, засыпают.
Воспитатель:- Какие, вы молодцы ребята, хорошо рассказали об осени.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. К нам в детский сад сегодня пришло письмо. Написала его нам Книжная Фея. (Показывает конверт с изображением Книжной Феи). Давайте его прочитаем:
- Дорогие ребята, в ясельной группе нашего детского сада пропали все книжки. И малыши остались без сказок, стихов и рассказов. Я вас прошу помочь малышам, а для этого вам надо отправиться в путешествие по интереснейшему миру литературы, где будет три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Вы должны будете выполнить все задания, которые я приготовила, тогда книги сами вернутся к малышам.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь малышам? Тогда в путь. Нас ждет путешествие, в которое мы полетим на ковре-самолете, усаживайтесь удобнее, отправляемся. (Звучит музыка). Ребята, мы с вами попали в «Сказочное королевство». Скажите что же такое сказка?
Дети: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
Воспитатель: Какие вы знаете волшебные предметы?
Дети: Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, ковер-самолет, шапка-невидимка и т.д.
Воспитатель: А как же начинаются сказки?
Дети: Жили были; давным - давно в некотором царстве, в некотором государстве.
Воспитатель: А как же заканчиваются сказки?
Дети: Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец; и стали они жить-поживать, да добра наживать; и жили они долго и счастливо.
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно. Итак, у нас первое задание. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. Например, Иван … (Царевич).
- Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Петушок…..(золотой гребешок),
Зайчишка… (трусишка),
Мишка…(косолапый),
Зайка…(побегай-ка),
Волчок…(серый бочок)
Мышка….(норушка),
Лягушка….( квакушка).
- Молодцы.
Воспитатель: Следующее задание «Угадай сказку» -
Стоял домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –
Жили не тужили.
Но пришел медведь
и давай реветь.
Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.
- Какая это сказка?
(«Теремок»)
- Кто первый пришел к теремку? (мышка-норушка), а кто последний? (Медведь)
-Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький).
-Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
все ж попался…? («Колобок»)
- Кого встретил колобок в лесу? (зайца, медведя, волка, лису)
- Кто помнит, какую песенку пел колобок? (я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)
А это из какой сказки?
- Сидит в корзинке девочка
у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
несет ее домой. …
(«Маша и медведь»)
- Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу…)
- Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился.
(«Петушок и бобовое зернышко»)
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо раза пять.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?
Дети: Да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Осень"
В конспекте использована технология по пересказу стихотворного текста....
Конспект прогулки с детьми подготовительной группы на тему: «Осень золотая».
Конспект прогулки, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания детей об осени....
Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Осенняя экскурсия на луг"
Наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе. Изучение лекарственных и декоративных растений....
Конспект обобщающей беседы в подготовительной группе на тему «Осень»
Конспект обобщающей беседы в подготовительной группе на тему «Осень»...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Осень»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Осень»...
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе на тему: «Осень золотая!»
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе на тему: "Осень золотая!"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Осень".
Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень», закрепление умений подбирать однокоренные слова и подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные....