Конспект по речевому развитию в подготовительной группе по теме «Осень» с использованием мнемотаблицы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

расширять словарный запас и знания детей о признаках осени, формировать у детей познавательные интересы и способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olisova_e.r.konspekt_osen.docx386.23 КБ

Предварительный просмотр:

Олисова Эльвира Рафековна, F:\13490.jpg

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 460»

г. Нижнего Новгорода,

603158, проспект Кораблестроителей, д.46.

rodnichok460@mail.ru

Конспект по речевому  развитию в подготовительной группе по теме «Осень» с  использованием мнемотаблицы.

Цель: расширять словарный запас и знания детей о признаках осени, формировать у детей познавательные интересы и способности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

• Обогащать словарь детей.

• Формировать умение составлять рассказы по мнемотаблице,  узнавать на картинках осенние признаки природы. 

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, ответственность, инициативность.

Развивающие:

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, артикуляционную и общую моторику, наблюдательность.

• Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

Материалы: Мнемотаблица «Осень», иллюстрация «Осень».

Методы и приёмы:

Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент. Наглядные: рассматривание иллюстраций, прослушивание, показ. Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадок.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы сегодня поговорим о сказочном времени года осени. А сейчас послушайте стихотворение, которое написал В. Приходько «Вот и осень»

«Вот и осень перед нами:F:\13490.jpg

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябину во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.»

Воспитатель: - Ребята давайте разбираться, какая бывает осень?

Но для начала давайте отгадаем осенние загадки:

1. Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто …(Листопад)

2. Осенью он часто нужен –

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в чёрных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик) F:\13490.jpg

3. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это – … (Дождь)

Работа с мнемотаблицей

Воспитатель: - Ребята, а теперь внимательно посмотрите на доску, где у меня изображены картинки в виде таблицы. Как вы думаете, о чём рассказывают рисунки в таблице?

Воспитатель: - Давайте поговорим о каждой картинке. Что мы видим? (Дети вместе с воспитателем, оговаривают каждую картинку.)

- А теперь я расскажу вам рассказ об осени:

«Наступила осень. Деревья скидывают свою листву на землю. Солнце меньше греет. День становиться короче, а ночь длиннее. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края. Люди одевают теплую одежду».

- А теперь вы расскажите об осени. (Дети у доски рассказывают об осени).

- Молодцы! Я предлагаю отдохнуть!

Физминутка.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Воспитатель: - А сейчас, попробуем разучить стихотворение «Осенние листья» (Сначала воспитатель с детьми обговаривает каждую картинку, подсказывая, что изображено на рисунках.) F:\13490.jpg

Игровое упражнение: «Какая бывает осень?» (теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

«Подбери действие»

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью (что делают) - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью (что делают) - убирают.

Птицы осенью (что делают) - улетают.

Деревья осенью (что делают) - опадают, роняют листья.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно назвать одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки, засыпают.

 Воспитатель:- Какие, вы молодцы ребята, хорошо рассказали об осени.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. К нам в детский сад сегодня пришло письмо.  Написала его нам Книжная Фея.  (Показывает конверт с изображением Книжной Феи). Давайте его прочитаем:

- Дорогие ребята, в ясельной группе нашего детского сада пропали все книжки. И малыши остались без сказок, стихов и рассказов. Я вас прошу помочь малышам, а для этого вам надо отправиться  в путешествие по интереснейшему миру литературы, где будет три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Вы должны будете выполнить все задания, которые я приготовила,  тогда книги сами вернутся к малышам.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь малышам? Тогда в путь. Нас ждет путешествие,  в которое мы полетим на ковре-самолете, усаживайтесь удобнее, отправляемся. (Звучит музыка). Ребята, мы с вами попали в «Сказочное королевство».  Скажите что же такое сказка?

Дети: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

Воспитатель: Какие вы знаете волшебные предметы?

Дети: Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, ковер-самолет, шапка-невидимка и т.д.

Воспитатель: А как же начинаются сказки?

Дети: Жили были; давным - давно в некотором царстве, в некотором государстве.

Воспитатель: А как же заканчиваются сказки?

Дети: Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец; и стали они жить-поживать, да добра наживать; и жили они долго и счастливо.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно. Итак, у нас первое задание. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. Например, Иван … (Царевич).

- Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:

Петушок…..(золотой гребешок),

Зайчишка… (трусишка),

Мишка…(косолапый),

Зайка…(побегай-ка),

Волчок…(серый бочок)

Мышка….(норушка),

Лягушка….( квакушка). 

- Молодцы.

Воспитатель: Следующее задание «Угадай сказку» -

Стоял домик расписной, 

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?

(«Теремок»)
- Кто первый пришел к теремку? (мышка-норушка), а кто последний? (Медведь)

 -Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький).

 -Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку. 

Перед волком не дрожал,

 От медведя убежал,

А лисице на зубок

 все ж попался…? («Колобок»)

- Кого встретил колобок в лесу? (зайца, медведя, волка, лису)

- Кто помнит, какую песенку пел колобок? (я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)

А это из какой сказки?

- Сидит в корзинке девочка

 у мишки за спиной.

 Он, сам того не ведая,

 несет ее домой. …

(«Маша и медведь»)

- Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу…)

- Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился.

(«Петушок и бобовое зернышко»)

Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо раза пять.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?

Дети:  Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Осень"

В конспекте использована технология по пересказу стихотворного текста....

Конспект прогулки с детьми подготовительной группы на тему: «Осень золотая».

Конспект прогулки, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания детей об осени....

Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Осенняя экскурсия на луг"

Наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе. Изучение лекарственных и декоративных растений....

Конспект обобщающей беседы в подготовительной группе на тему «Осень»

Конспект обобщающей беседы в подготовительной  группе на тему «Осень»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Осень»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Осень»...

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе на тему: «Осень золотая!»

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе на тему: "Осень золотая!"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Осень".

Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень», закрепление умений подбирать однокоренные слова и подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные....