Конспект образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Коляйчева Ксения Юрьевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад с этнокультурным (русским) компонентом

образования  № 2365

Конспект образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе на тему «Осень»

Подготовила:

Воспитатель 8 группы «Берёзка»

Коляйчева К.Ю.

Москва, 2013г

Цель.

 Закрепить знания детей о времени года-осень.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени.
  2. Уточнить названия осенних месяцев.
  3. Уточнить и закрепить знания о подготовке людей к зиме осенью.
  4. Уточнить и закрепить знания о подготовке диких животных к зиме осенью.

Развивающие задачи:

 1. Развивать связную речь у детей.

 2. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

 3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

4. Развивать эмоциональную сферу детей.

 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

 6. Развитие графо-моторных навыков.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

2. Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.

3. Воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.

Раздаточный материал: осенние листочки, листы формата А4, цветные карандаши.

Демонстративный материал: картины: «Золотая осень», «Перелётные и зимующие птицы», «Сбор урожая».

Средство ТСО: аудиозапись звуков осеннего леса, ветра, дождя.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени; игра «Подбери предмет к признакам»; наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; рассматривание иллюстраций о лесе.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами закроем глаза и послушаем звуки природы, что вы слышите?

Дети: Голоса разных птиц, шум ветра, шелест листьев, шум дождя.

Воспитатель: Где можно услышать эти звуки?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А вы можете определить время года в лесу? Но не по звукам, а по ощущениям.

Дети: Сильный ветер, дождь-это осень.

Воспитатель: У вас на столе лежат листочки с разных деревьев. Давайте поднимем и назовём их. С какого дерева, и какого цвета ваш листик?

Дети: кленовый лист красного цвета, берёзовый лист зелёного цвета, жёлтый лист рябины и т.д.

Воспитатель: Почему у всех листья разного цвета?

Дети: Наступила осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь и ноябрь

Воспитатель: А как называют  осень в сентябре и почему?

Дети: Ранняя. Потому что стоят теплые солнечные деньки «бабьего лета». Листья только начинает желтеть на деревьях.

Воспитатель: А в октябре?

Дети: Золотая осень. Золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Земля покрыта цветным ковром.

Воспитатель: А в ноябре?

Дети: Поздняя.  Деревья голые, листочки опали, пропали насекомые, идёт снег, дни стали короче, не слышно пения птиц.

Воспитатель: А как раньше называли осенние месяцы? Почему?

Дети: Сентябрь – рябинник, потому что в это время появляется рябина.

Октябрь – листопадник, потому что опадают листья. Ноябрь-зимник, потому что выпадает первый снег.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наши осенние картинки, что происходит с деревьями?

Дети: Они готовятся к зиме, сбрасывают листья, которые желтеют.

Воспитатель: Как осенью люди одеваются?

Дети: Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, одевают шапки, обувают сапоги, ботинки.

Воспитатель: Что происходит с птицами?

Дети: Птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель: Как таких птиц называют?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: А что происходит с дикими животными?

Дети: Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы (медведь), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши к зиме.).

Воспитатель: Как готовятся люди к зиме?

Дети: Осенью на полях, в садах идёт уборка урожая.

Воспитатель: Какой дождик бывает осенью? Давайте рассмотрим на картинке.

Дети:  Сильный, косой моросящий.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами зарисуем осенний дождик. Дождик зарисуем паралельными, отрывистыми, графическими штрихами.

Дети зарисовывают дождик.

Воспитатель: Поднимите рисунки у кого дождик сильный? А теперь у кого моросящий. Молодцы.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листики считать

Листья берёзы, листья рябины

Листики клёна, листья осины

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.

Игра «Исправь ошибки».

( Дети отвечают полным ответом).

Воспитатель:

Осенние месяцы – октябрь, ноябрь, март.

Осенью солнце припекает, трава зеленеет.

Дети осенью загорают и купаются.

Осенью дети называют сарафаны и шорты.

Воспитатель: А сейчас давайте составим пересказ по нашим картинкам.

«Осенняя природа»

  После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди.

 В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли.

 Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы (медведь), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши к зиме.).

  Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

  Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл» с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении; познакомить с профессией пекаря и хлебороба;Развивающие: ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе №12 «Эрудиты».Тема: «Путешествие по Ханты-Мансийску».

Пояснительная записка.Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с ...

Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей группе на тему «Транспорт»

Уточнить  представление детей  о транспорте и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Школа».

Цель: развитие интереса к обучению в школе и желания учиться на хорошие оценки.Задачи:коррекционно-обучающие- Уточнить знания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежносте...

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему: "Подарки волшебницы Осени"

ОД по познавательн- речевому развитию в младшей группе на тему: "Подарки волшебницы Осени"...