«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Аракчеева Елена Борисовна

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_rezhimnyh_momentah.kiyski.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1» дошкольное отделение №3                                                                                      

Выступление – доклад на

методическом объединении на тему:

 «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».

Подготовила воспитатель:

Кийски Елена Борисовна

г. Кудрово                                                                                                              2022 г.

 (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».

Проблема развития речи является одной из актуальных. Конечно у нас есть занятия по развитию речи, но на занятиях нет возможности уделить время каждому ребенку (длятся они 15 минут), да и сами занятия всегда проходят по определенной теме. Поэтому развитием речи мы занимаемся в течении всего дня, в частности во время режимных моментов. Режимные моменты повторяются каждый день и приучают ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельности, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Чем же хороши именно режимные моменты? Они непосредственно связаны с какими – то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми.

Первый прием, о котором я хотела бы рассказать - это речевые игры и включение художественного слова в режимные моменты.

Думаю, все мы в своей работе используем короткие стихи и поговорки.

Например: (Слайд 2)

  • Во время умывания.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

  • Перед едой мы говорим.

-Когда я ем, я глух и нем (обязательно объясняя значение слов)

-Кушаем, кушаем, никого не слушаем.

  • Перед прогулкой. (Слайд 3)

Вот мои сапожки,

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождик вдруг пойдет,

Наденем мы галошки.

  • Перед занятиями.

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ!

Здравствуйте, щёчки,

Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щёчки,

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки,

Щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик,

Бип-бип-бип!

Здравствуйте, малышки!

Всем привет!

  • Перед сном (моё любимое-классика). (Слайд 4)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает сон,

Он слонихе шлет поклон. (стихи А.Барто)

  • После пробуждения.

Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись!

  • Во время занятий – физкультминутки.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

  • Ну и, конечно, небольшие динамические паузы в течении дня. Я и моя

коллега очень активно используем пальчиковые игры.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

У наших детей есть любимые массажные мячики, зубные щетки. С помощью которых мы делаем массаж и развиваем мелкую моторику.

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. (Слайд 5)

Часто мы проводим такие игры перед занятиями, перед прогулкой.

-песенка «Маленький ёжик» с массажными мячами.

-разомнём мы ножки, чтоб они скорее бежали по дорожке. (массажные мячи).

-рисовали, рисовали, наши мальчики устали. Их погладим, отдохнем, рисовать опять начнем. (зубные щетки).

Но постоянно говорить стихами это не вариант, ребёнок должен слышать разнообразную речь.

Во все режимные моменты стараюсь включать дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнения.

1.   Во время утреннего приёма можно поговорить о том, какое настроение у ребенка, как он провел выходные, где работают родители. Обсудить одежду (Например: Даша, какое у тебя красивое платье, а кто на нем нарисован? Котёнок? А какой он? И т.д.) Всё это делается в форме ненавязчивого диалога.

2. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве. Каждое утро и перед занятиями проводится артикуляционная гимнастика. (Слайд 6)

3.Весной мы высаживаем растения, дети их сами поливают, и мы конечно проговариваем-какие цветы посадили, зачем им поливать, наблюдаем за ростом растений и обсуждаем. (Слайд 7)

4.Во время дежурства по столовой я обращаю внимание детей на посуду (форма тарелок, приборы, из чего сделано и т.д.)

5.Перед едой я спрашиваю у детей – какая каша (суп) на столе? (манная, гречневая, вкусная и т.д.).

6.Подготовка к прогулке дает большие возможности для закрепления лексики связанной с сезоном. Закрепляются знания об одежде. Учимся вежливо обращаться за помощью.

7. На прогулке мы отмечаем изменения в природе. (Какая погода, время суток, время года). Проводим подвижные игры с речевым сопровождением. (Съедобное-несъедобное и.д.)

8.Перед вечерней прогулкой мы строимся в паровоз, и дети поочереди отвечают на вопросы.

Например:-Тема недели «Домашние животные». Дети поочереди называют любое домашнее животные. С детьми старшего дошкольного возраста задания были сложнее. (например-назвать не просто домашнее животное, а какая от него польза) Можно брать любую тему и в зависимости от возраста усложнять её.

Также в образовательной деятельности использую приемы комментирования. В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию использую прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Например, «Что ты сейчас делаешь? Что будет следовать после этого? Как ты считаешь, какой цвет лучше будет сочетаться с красным?» и т. д.

Слайд 8

В завершении моего выступления мне бы хотелось напомнить, что речь ребёнка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок слышал грамотную, культурную, эмоционально – окрашенную речь взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Важно с самого начала дня дать детям позитивный настрой, включить в интересную подвижную игру, отвлечь от грустного расставания с мамой....

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах.

Речевое развитие дошкольника является определяющим фактором успешного обучения чтению....

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Презентация " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающих своевременное психическое развитие детей....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в проце...