Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.
консультация (младшая группа) по теме
Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС. Самостоятельность – это способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Она обеспечивает познавательное и личностное развитие.
Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Но прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать
условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности: игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.
Создавая условия для развития самостоятельности мы стремимся вызывать у ребенка положительные эмоции:
- например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры,
- лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, с приятным запахом;
- старательнее будет вытирать руки, если ему дать красивое полотенце;
- во время умывания мы с детьми читаем потешки о воде («ах вода, вода, вода», «водичка-водичка», «кран откройся» и т.д.), показываем сказочному персонажу или кукле как надо правильно мыть руки.
Дети с удовольствие слушают сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А.Барто «Девочка чумазая».
Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать ложку и т. д.) сначала я наглядно показываю детям способы их выполнения.
Дети наблюдают за показом этих действий сначала в замедленном темпе. Если у ребенка не получается сразу следовать образцу, я ему показываю как сделать лучше, пытаюсь объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку).
Все обучающие действия очень важно сопровождать вопросами, направляющими внимание ребенка на их необходимость и способ выполнения: почему пуговки нужно застегивать, а шнурки завязывать и т.д. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой («Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет») мы закрепляем знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании.
Также мы использовали специальные дидактические упражнения с пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания); упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами).
Развивая самостоятельность, я стараюсь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опираюсь на поощрения и похвалу. Психологи, отмечают, что чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости, поэтому по отношению к детям я чаще применяю положительную оценку.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
Oчень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Если малыш говорит: «Я сам» - и пытается снять развязанные ботинки, надо подбадривать ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Наши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, добиваться результата.
Закрепление полученных умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, элементарном бытовом труде, самообслуживании и др. И здесь уже нет руководства воспитателя, а есть похвала, оценка, решение проблемных вопросов и ситуаций.
В развитии самостоятельности у детей в процессе формирования КГН очень важно единство требований воспитателей и родителей.
В сентябре было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», которое имело положительный отзыв у родителей. Родителям я раздала памятки о развитии самостоятельности в младшем возрасте.
В результате большинство детей овладели навыками самообслуживания; стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, научились проявлять заботу о близких, бережно относиться к игрушкам, помогать друг другу. Но не все дети стремятся делать всё самостоятельно, многие ленятся, привыкшие к тому, что дома за них многое делают родители. Для решения этой проблемы мы советуем родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой, поручать детям, в домашних условиях, оказывать посильную помощь. В родительском уголке мы знакомим родителей с новой информацией , проводим консультации на темы: «Я сам», «Особенности формирования КГН у детей», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «О здоровье всерьез».
Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.
В заключении хочется сказать: «Все, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах
Важно с самого начала дня дать детям позитивный настрой, включить в интересную подвижную игру, отвлечь от грустного расставания с мамой....
Создание условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Создание и выполнение данных условий помогает не только успешно пройти адаптацию к детскому саду, но и дает возможность детям самостоятельно достигать желаемых результатов доступными средствами, то ес...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах.
Речевое развитие дошкольника является определяющим фактором успешного обучения чтению....
Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков
Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает ...
Презентация " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах"
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающих своевременное психическое развитие детей....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах
Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в проце...
«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».
laquo;Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах»....