Консультация для педагогов «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Пьянзина

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста  в режимных моментах»

     Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты ребёнка.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития.

Стимулируем речевую активность специальными  методами и приёмами.

1.Наглядные методы:  показ предметов и игрушек;  наблюдение явлений природы, труда взрослых;  рассматривание живых объектов;  показ образца;  использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

Приёмы к наглядным методам:  показ с называнием; пояснение к тому, что видят дети;  активное действие детей;  приближение объекта к детям; задание детям; вопросы;

 включение предметов в деятельность детей;  выполнение игровых действий.

2. Словесные методы:  чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;  разговор, беседа; рассматривание картинки, инсценировки.

Приёмы к словесным методам:  показ с названием игрушек и предметов;  просьба произнести;  сказать слово; подсказывание нужного слова;  объяснение нужного слова; объяснение назначение предмета;  многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым; вопросы; доскажи слова в конце фразы; повторение слова за воспитателем; пояснение; напоминание;  использование художественного слова.

3. Практические методы: упражнения;  совместные действия воспитателя и ребёнка; выполнение поручений; элементарное экспериментирование;  развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы: дидактические игры;  подвижные игры;  игры-забавы, инсценировки.

Приёмы к игровым методам:  внесение игрушек; создание игровых ситуаций; обыгрывание игрушек, предметов; сюрприз; эмоциональность; внезапность появления, исчезновения игрушки;  изменение местонахождения игрушки;  показ предметов в разных действиях.

Разнообразные методы и приёмы мы используем в комплексе, тем самым   стимулируем ребёнка к  активной речевой деятельности

Форма организации детей:

- специальные организованные занятия;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей.

Особенности детей раннего возраста таковы, что:

-им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

- внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

-детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

-преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

-ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

-процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Маленькие дети очень подвижны, любознательны и эмоциональны. Они очень хорошо усваивают, новый материал, если с ними играют, поют, танцуют. Поэтому самое лучшее средство для развития речи малыша – это логоритмика .

Логоритмика - это логопедическая методика, которая включает в себя упражнения, связанные с музыкой и движением, сопровождаемые зарифмованными историями. То есть логоритмика– это коктейль из движений, речи и музыки.

Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только – только начинают говорить, то есть детям ясельного возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми. Такие занятия всегда задорные и интересные и очень нравятся малышам.

Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально –двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

-развитие слухового внимания и фонематического слуха;

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

-развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Видов упражнений по логоритмики существует достаточно большое количество, но по отношению к детям  раннего дошкольного возраста продуктивнее всего использовать следующие:

1.Упражнения на ходьбу и маршировку

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, как правило, неловки, особенно если они имеют речевые дефекты: ходьба их неустойчивая. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое занятие.

2.Упражнения на артикуляцию

В этих занятиях главными являются дыхание и голос.

Работа идет над выразительностью, силой и высотой голоса. Артикуляция дает возможность скорректировать звукопроизношение, развить мышцы языка и губ. Тексты таких стихов будут содержать звуки, которые ребенку нужно повторить.

3.Упражнения на память и внимание

Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться между разными действиями. Эти стишки - веселая логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, например, от зайчика до мишки.

4.Упражнения на мелкую моторику рук

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением, стихами или игры с мелкими предметами под музыку.

7.Речь с движением

Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы:

-утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;

-проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД;

-физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала;

-подвижные игры с речетативом и движениями;

В работе очень хорошо использовать логоритмические упражнения по методике Е. Железновой.

Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.

Данная методика включает такие сборники:

-песенки с движениями — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.

-пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.

-сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.

-сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.

-песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов

колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь.

Таким образом, можно говорить о том, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

 

Литература:

  1.  Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006 - 144 с.
  2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2005 - 112 с.
  3.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003 – 528 с.
  4. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009 –128 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста  в режимных моментах.

(Логоретмические упражнения в режимных моментах)»

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты ребёнка.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития.

Стимулируем речевую активность специальными  методами и приёмами.

1.Наглядные методы:  показ предметов и игрушек;  наблюдение явлений природы, труда взрослых;  рассматривание живых объектов;  показ образца;  использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

Приёмы к наглядным методам:  показ с называнием; пояснение к тому, что видят дети;  активное действие детей;  приближение объекта к детям; задание детям; вопросы;

 включение предметов в деятельность детей;  выполнение игровых действий.

2. Словесные методы:  чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;  разговор, беседа; рассматривание картинки, инсценировки.

Приёмы к словесным методам:  показ с названием игрушек и предметов;  просьба произнести;  сказать слово; подсказывание нужного слова;  объяснение нужного слова; объяснение назначение предмета;  многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым; вопросы; доскажи слова в конце фразы; повторение слова за воспитателем; пояснение; напоминание;  использование художественного слова.

3. Практические методы: упражнения;  совместные действия воспитателя и ребёнка; выполнение поручений; элементарное экспериментирование;  развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы: дидактические игры;  подвижные игры;  игры-забавы, инсценировки.

Приёмы к игровым методам:  внесение игрушек; создание игровых ситуаций; обыгрывание игрушек, предметов; сюрприз; эмоциональность; внезапность появления, исчезновения игрушки;  изменение местонахождения игрушки;  показ предметов в разных действиях.

Разнообразные методы и приёмы мы используем в комплексе, тем самым   стимулируем ребёнка к  активной речевой деятельности

Форма организации детей:

- специальные организованные занятия;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей.

Особенности детей раннего возраста таковы, что:

-им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

- внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

-детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

-преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

-ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

-процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Маленькие дети очень подвижны, любознательны и эмоциональны. Они очень хорошо усваивают, новый материал, если с ними играют, поют, танцуют. Поэтому самое лучшее средство для развития речи малыша – это логоритмика .

Логоритмика - это логопедическая методика, которая включает в себя упражнения, связанные с музыкой и движением, сопровождаемые зарифмованными историями. То есть логоритмика– это коктейль из движений, речи и музыки.

Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только – только начинают говорить, то есть детям ясельного возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми. Такие занятия всегда задорные и интересные и очень нравятся малышам.

Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально –двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

-развитие слухового внимания и фонематического слуха;

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

-развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Видов упражнений по логоритмики существует достаточно большое количество, но по отношению к детям  раннего дошкольного возраста продуктивнее всего использовать следующие:

1.Упражнения на ходьбу и маршировку

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, как правило, неловки, особенно если они имеют речевые дефекты: ходьба их неустойчивая. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое занятие.

2.Упражнения на артикуляцию

В этих занятиях главными являются дыхание и голос.

Работа идет над выразительностью, силой и высотой голоса. Артикуляция дает возможность скорректировать звукопроизношение, развить мышцы языка и губ. Тексты таких стихов будут содержать звуки, которые ребенку нужно повторить.

3.Упражнения на память и внимание

Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться между разными действиями. Эти стишки - веселая логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, например, от зайчика до мишки.

4.Упражнения на мелкую моторику рук

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением, стихами или игры с мелкими предметами под музыку.

7.Речь с движением

Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы:

-утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;

-проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД;

-физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала;

-подвижные игры с речетативом и движениями;

В работе очень хорошо использовать логоритмические упражнения по методике Е. Железновой.

Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.

Данная методика включает такие сборники:

-песенки с движениями — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.

-пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.

-сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.

-сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.

-песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов

колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь.

Таким образом, можно говорить о том, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

 

Литература:

  1.  Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006 - 144 с.
  2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2005 - 112 с.
  3.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003 – 528 с.
  4. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009 –128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста» Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.Поэтому важно ...

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»...

Выступление «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

педагогам о методах и приёмах стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Овладение речью - это сложный процесс, который начинается с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребенком, что является предпосылкой речевых ...