Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн в старшей группе №10
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» городского округа город
Михайловка Волгоградской области»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн
в старшей группе №10
Выполнила: Дьякова И.Н.
воспитатель
Цель: Используя инновационную методику синквейна, создать положительный эмоциональный настрой при восприятии литературного произведения; привить любовь к книге, обобщить и расширить представление о литературном произведении.
Задачи:
Образовательные: уточнение, активизация словаря детей путём подбора существительных, прилагательных и глаголов по теме: «Сказочные герои»; обогащение экспрессивной лексики словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи.
Создание условий для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель с использованием пиктограмм.
Развивающие: развитие умения быстро составлять предложения из 3-х и более слов с опорой на заданную тему;
Развитие творческого воображения, логического и ассоциативного мышления, интеллектуальных способностей детей.
Развитие фонематических процессов и связной речи.
Совершенствование графо моторных навыков в рисовании и в элементах письма.
Воспитательные: воспитание познавательной, творческой активности, самостоятельности, интереса к художественной литературе и
навыков взаимопомощи в коллективной деятельности.
Предварительная работа:
Знакомство с произведением А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино».
Характеристика, анализ героев сказки.
Привлечение родителей к составлению синквейнов совместно с детьми на данную тему.
Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, пиктограммы- картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей, мольберты.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Мы рады гостям?
Давайте улыбнёмся нашим гостям, друг другу улыбнёмся!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Дети говорят по очереди:
1. Придумано кем – то
2. Просто и мудро
3. При встрече здороваться!
4. - Доброе утро!
5. - Доброе утро
6. Солнцу и птицам!
7. - Доброе утро!
8. Приветливым лицам!
9. И каждый становится
10. Добрым, доверчивым!
11. Доброе утро длится до вечера!
Давайте скажем гостям: «Доброе утро».
(Слайд 1 ПОЛКИ С КНИГАМИ)
В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами.
Куда мы попали?
Дети: в библиотеку.
В-л: А что такое библиотека?
Дети: Это дом где живёт много книг, книжкин дом.
В-ль: А зачем нужны книги людям?
Ребёнок: Посмотрите Ирина Николаевна, книга лежит на полу.
В-ль: А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)
В-ль: Что же это? Книга пустая. А где же сказки?
Дети: Исчезли. Наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались.
Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну Зазеркалье. Пройдите испытания и верните мне мою сказку.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказку в книгу?
Дети: Да!
В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.
В-ль: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в Зазеркалье. Надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать слова: 1-2-3-Сказка двери отвори.
(Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).
В-ль: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье.
(Слайд2. ЗАМКИ - ДВОРЦИ)
Ой, а что это за следы? Куда они ведут? Пойдем по ним?
Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится?
Какая-то схема?
(Слайд 3 СХЕМА СИНКВЕЙНА)
В-ль: Что это за схема?
Дети: Это схема построения синквейна.
В-ль: Какое интересное слово. Что же такое синквейн?
Дети: Это короткое стихотворение, у которого нет рифмы, и оно не складное. И его пишут не поэты, а придумывают дети.
И у него есть определённые правила написания.
Он состоит из 5 строк.
1строка - это предмет, или имя героя про которого будем говорить.
2строка - это 2 слова, они отвечают на вопрос какая? какой?
3строка - это 3 слова, они обозначают действие и отвечают на вопросы что делает?
4строка - это предложение, наше отношение к герою, предмету.
5строка - это на что похоже, наши ассоциации.
(Слайд 4 ТЕНЬ БУРАТИНО)
В-ль: Чья это тень?
Дети: Буратино.
В-ль: Поможем Буратино превратиться из тени в настоящего?
Характеристика Буратино:
Какой он по характеру? Из чего сделан?
Что делает? Действия Буратино.
Ваше отношение к герою.
Вывод: Кто же такой Буратино?
В-ль: Будем расколдовывать Буратино? А помогать нам будут в этом пиктограммы.
А что это такое?
Дети: Это схемы, рисунки, значки.
Они изображающие различные предметы, явления.
Они быстро помогают обозначить слова и передать их значение.
Задание - «Выложи картинки- пиктограммы по схеме»
Дети проходят за столы.
1ребёнок у мольберта
(Дети подбирают картинки пиктограммы, накладывают на схему и составляют синквейн про Буратино)
(Ответ 3 детей.1- у мольберта.2- за столом)
1.Буратино.
Деревянный, весёлый.
Бегает, учится, любит.
Буратино открыл ключиком потайную дверь.
Мальчик.
2.Буратино.
Любопытный, озорной.
Мечтает, помогает, защищает.
Золотой ключик принесёт Буратино счастье.
Друг.
Слайд 5 БУРАТИНО)
В-ль: Помогли расколдовать Буратино.
Идем дальше по следам?
(Дети и воспитатель идут дальше по следам и считают)
Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)
Загадки от сверчка.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Задание: «Отгадай синквейн – загадку») (на слайдах)
1. ?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
В-ль: Кто это может быть?
(Слайд 6-7 ПАПА КАРЛО)
1. ?
2.Хитрая, изворотливая.
3.Выдумывает, притворяется,
4.Ненравится, хочется её разоблачить.
5.Плутовка.
(Слайд 8-9 ЛИСА АЛИСА)
1. Долгожительница.
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. ?
В-ль: Кто это может быть?
(Слайд 10-11 ЧЕРЕПАХА)
1. Разбойник.
2. Слепой, жадный.
3. Обманывает, хитрит, предаёт.
4. От него одни неприятности.
5. ?
В-ль: Кто это может быть?
(Слайд 12-13 КОТА БАЗИЛИО)
В-ль: Расколдовали и этих героев?
А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Арам зам зам» (видео) (Слайд 14)
В-ль: Пора дальше отправляться в путь по следам.
Находим конверт. Письмо от Папы Карло. Он просит о помощи.
Задание: «В мастерской у Папы Карло».
Надо собрать пазл- картинку героя из сказки (Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас, Артемон) и составить графический синквейн о нём.
В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают-записывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи).
(Звучит спокойная музыка).
(4 ребёнка рассказывают свои стихи - синквейны по очереди у мольберта)
(Слайды 15-16-17-18 ГЕРОЕВ ПРО КОГО ГОВОРИЛИ ДЕТИ)
В-ль: Отлично! Расколдовали и этих героев (слайд №19)
Идем дальше по следам.
В-ль: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?
Дети: Мы оживили всех сказочных героев.
Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.
(Проходим сквозь зеркало назад.1- 2 – 3 Сказка двери отвори.)
(Слайд 20 БИБЛИОТЕКА)
В-ль: Теперь с книгой все в порядке. Какую же сказку вернули в книгу?
(Слайд 21 КНИГИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО).
А кто автор?
Алексей Николаевич Толстой.
(Слайд 22 ПОРТРЕТ ПОЭТА)
В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось?
Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?
Дети: Синквейн.
В-ль:
А давайте и про Алексея Николаевича Толстого составим синквейн.
Алексей Николаевич Толстой.
Умный, талантливый.
Писал, сочинял, удивлял, радовал.
Радует людей своим творчеством.
Поэт.
ВИДЕООБРАЩЕНИЕ БУРАТИНО (Слайд 23)
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино» и Золотые монетки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sinkveynotchyot_2018.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» городского округа город
Михайловка Волгоградской области»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн
в старшей группе №10
Выполнила: Дьякова И.Н.
воспитатель
Цель: Используя инновационную методику синквейна, создать положительный эмоциональный настрой при восприятии литературного произведения; привить любовь к книге, обобщить и расширить представление о литературном произведении.
Задачи:
Образовательные: уточнение, активизация словаря детей путём подбора существительных, прилагательных и глаголов по теме: «Сказочные герои»; обогащение экспрессивной лексики словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи.
Создание условий для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель с использованием пиктограмм.
Развивающие: развитие умения быстро составлять предложения из 3-х и более слов с опорой на заданную тему;
Развитие творческого воображения, логического и ассоциативного мышления, интеллектуальных способностей детей.
Развитие фонематических процессов и связной речи.
Совершенствование графо моторных навыков в рисовании и в элементах письма.
Воспитательные: воспитание познавательной, творческой активности, самостоятельности, интереса к художественной литературе и
навыков взаимопомощи в коллективной деятельности.
Предварительная работа:
Знакомство с произведением А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино».
Характеристика, анализ героев сказки.
Привлечение родителей к составлению синквейнов совместно с детьми на данную тему.
Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, пиктограммы- картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей, мольберты.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Мы рады гостям?
Давайте улыбнёмся нашим гостям, друг другу улыбнёмся!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Дети говорят по очереди:
1. Придумано кем – то
2. Просто и мудро
3. При встрече здороваться!
4. - Доброе утро!
5. - Доброе утро
6. Солнцу и птицам!
7. - Доброе утро!
8. Приветливым лицам!
9. И каждый становится
10. Добрым, доверчивым!
11. Доброе утро длится до вечера!
Давайте скажем гостям: «Доброе утро».
(Слайд 1 ПОЛКИ С КНИГАМИ)
В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами.
Куда мы попали?
Дети: в библиотеку.
В-л: А что такое библиотека?
Дети: Это дом где живёт много книг, книжкин дом.
В-ль: А зачем нужны книги людям?
Ребёнок: Посмотрите Ирина Николаевна, книга лежит на полу.
В-ль: А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)
В-ль: Что же это? Книга пустая. А где же сказки?
Дети: Исчезли. Наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались.
Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну Зазеркалье. Пройдите испытания и верните мне мою сказку.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказку в книгу?
Дети: Да!
В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.
В-ль: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в Зазеркалье. Надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать слова: 1-2-3-Сказка двери отвори.
(Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).
В-ль: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье.
(Слайд2. ЗАМКИ - ДВОРЦИ)
Ой, а что это за следы? Куда они ведут? Пойдем по ним?
Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится?
Какая-то схема?
(Слайд 3 СХЕМА СИНКВЕЙНА)
В-ль: Что это за схема?
Дети: Это схема построения синквейна.
В-ль: Какое интересное слово. Что же такое синквейн?
Дети: Это короткое стихотворение, у которого нет рифмы, и оно не складное. И его пишут не поэты, а придумывают дети.
И у него есть определённые правила написания.
Он состоит из 5 строк.
1строка - это предмет, или имя героя про которого будем говорить.
2строка - это 2 слова, они отвечают на вопрос какая? какой?
3строка - это 3 слова, они обозначают действие и отвечают на вопросы что делает?
4строка - это предложение, наше отношение к герою, предмету.
5строка - это на что похоже, наши ассоциации.
(Слайд 4 ТЕНЬ БУРАТИНО)
В-ль: Чья это тень?
Дети: Буратино.
В-ль: Поможем Буратино превратиться из тени в настоящего?
Характеристика Буратино:
Какой он по характеру? Из чего сделан?
Что делает? Действия Буратино.
Ваше отношение к герою.
Вывод: Кто же такой Буратино?
В-ль: Будем расколдовывать Буратино? А помогать нам будут в этом пиктограммы.
А что это такое?
Дети: Это схемы, рисунки, значки.
Они изображающие различные предметы, явления.
Они быстро помогают обозначить слова и передать их значение.
Задание - «Выложи картинки- пиктограммы по схеме»
Дети проходят за столы.
1ребёнок у мольберта
(Дети подбирают картинки пиктограммы, накладывают на схему и составляют синквейн про Буратино)
(Ответ 3 детей.1- у мольберта.2- за столом)
1.Буратино.
Деревянный, весёлый.
Бегает, учится, любит.
Буратино открыл ключиком потайную дверь.
Мальчик.
2.Буратино.
Любопытный, озорной.
Мечтает, помогает, защищает.
Золотой ключик принесёт Буратино счастье.
Друг.
Слайд 5 БУРАТИНО)
В-ль: Помогли расколдовать Буратино.
Идем дальше по следам?
(Дети и воспитатель идут дальше по следам и считают)
Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)
Загадки от сверчка.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Задание: «Отгадай синквейн – загадку») (на слайдах)
1. ?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
В-ль: Кто это может быть?
(Слайд 6-7 ПАПА КАРЛО)
1. ?
2.Хитрая, изворотливая.
3.Выдумывает, притворяется,
4.Ненравится, хочется её разоблачить.
5.Плутовка.
(Слайд 8-9 ЛИСА АЛИСА)
1. Долгожительница.
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. ?
В-ль: Кто это может быть?
(Слайд 10-11 ЧЕРЕПАХА)
1. Разбойник.
2. Слепой, жадный.
3. Обманывает, хитрит, предаёт.
4. От него одни неприятности.
5. ?
В-ль: Кто это может быть?
(Слайд 12-13 КОТА БАЗИЛИО)
В-ль: Расколдовали и этих героев?
А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Арам зам зам» (видео) (Слайд 14)
В-ль: Пора дальше отправляться в путь по следам.
Находим конверт. Письмо от Папы Карло. Он просит о помощи.
Задание: «В мастерской у Папы Карло».
Надо собрать пазл- картинку героя из сказки (Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас, Артемон) и составить графический синквейн о нём.
В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают-записывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи).
(Звучит спокойная музыка).
(4 ребёнка рассказывают свои стихи - синквейны по очереди у мольберта)
(Слайды 15-16-17-18 ГЕРОЕВ ПРО КОГО ГОВОРИЛИ ДЕТИ)
В-ль: Отлично! Расколдовали и этих героев (слайд №19)
Идем дальше по следам.
В-ль: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?
Дети: Мы оживили всех сказочных героев.
Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.
(Проходим сквозь зеркало назад.1- 2 – 3 Сказка двери отвори.)
(Слайд 20 БИБЛИОТЕКА)
В-ль: Теперь с книгой все в порядке. Какую же сказку вернули в книгу?
(Слайд 21 КНИГИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО).
А кто автор?
Алексей Николаевич Толстой.
(Слайд 22 ПОРТРЕТ ПОЭТА)
В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось?
Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?
Дети: Синквейн.
В-ль:
А давайте и про Алексея Николаевича Толстого составим синквейн.
Алексей Николаевич Толстой.
Умный, талантливый.
Писал, сочинял, удивлял, радовал.
Радует людей своим творчеством.
Поэт.
ВИДЕООБРАЩЕНИЕ БУРАТИНО (Слайд 23)
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино» и Золотые монетки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»» вторая младшая группа
конспект занятия по заучиванию стихотворения во второй младшей группе "Мой мишка " З.Александровой...
Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить резуль...
План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "
Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О . Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...
Конспект НОД по речевому развитию по теме «Зимующие птицы» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.
Цель: Развитие связной речи, расширение и активизация словаря детей по теме....
Конспект занятия «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге....
Конспект ОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.Задачи: Коррекционно – образовательные:у...
Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста, 2021
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...