Занятие по развитию речи " Белая берёза"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нероденко Александра Александровна

Занятие по развитию речи " Белая берёза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

 
       Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Белая берёза»

Цель: формирование умения детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

Задачи:

Учить детей использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения).

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

Развивать интерес детей к художественной литературе.

Помочь детям почувствовать красоту и выразительность языка произведения, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, развивать поэтический слух.

Воспитывать у детей любовь к родной природе средствами изобразительного искусства.

Активизировать в речи детей слова: кайма, кисти, серебро, бахрома, чувство, поэт.

Предварительная работа: наблюдение за березкой на участке ДОУ, рассматривание иллюстраций к стихотворению, словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза» (подберезовик (гриб), березняк (берёзовый лес, роща), березовый (сок).

Наглядный материал: презентация с березой, зимние пейзажи, портрет Сергея Александровича Есенина, снежинка.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Вступительная беседа

Воспитатель: А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы скажите мне, о каком дереве мы поведём сегодня разговор?

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках сережки (Ответ детей)

Воспитатель:

-- Какое сейчас время года? (зима)

– Правильно — зима.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.)

Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная, зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра).

- Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).

- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)

Воспитатель: Хочу пригласить вас сегодня в страну правильной и красивой речи. Мы будем много играть, а еще я прочту вам замечательное стихотворение, и мы вместе его выучим. Вы готовы?

Повторение правил правильной речи: Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно. Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Ясно, чётко говорим, Потому что не спешим.

Словесная игра «Снежинка»

- Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот, у кого она в руках будет называть: каким бывает снег?

- На что он похож?

- Какими красивыми словами о нем можно сказать? (белый, пушистый, первый, слепящий, сверкающий, мягкий, чистый, белоснежный, ранний, новогодний).

Воспитатель: - Пушистый, белый, ватный.

Какой бывает снег?

Холодный, но приятный.

Какой бывает снег?

Колючий и скрипящий.

Какой бывает снег?

Бывает Настоящий!

Игра «Подбери слово»

Снег какой? (белый, серебристый, искрящийся, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий и т.д.)

•Зима какая? (холодная, морозная, долгая, суровая, белоснежная, ветреная и т.д.)

•Береза какая? (белая, снежная, пушистая, серебристая, заснеженная и т.д.)

•Снежинка какая? (прозрачная, серебристая, тонкая, нежная, хрупкая, сверкающая, холодная и т.д.)

•Лед какой? (прозрачный, холодный, толстый, тонкий, хрупкий, твердый и т.д.)

Игра «Один - много»

Снежинка – снежинки, много снежинок.

•Береза - ...

•Окно - …

•Ветка - …

•Сугроб - …

•Кисть - …

•Метель - …

•Узор - …

2. Основная часть

О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, который родом из Рязанской губернии, села Константиново, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок.

- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.

•Кто такой поэт? (поэт – профессия человека, который пишет стихи)

Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза». Ведь береза считается символом нашей Родины – России!

Первичное чтение

Сергей Есенин «Береза»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Словарная работа

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Расскажите, о чем это стихотворение? Какое настроение передает нам автор? (Нежность, любовь к русской природе, любование ей). Кто главный герой произведения?  Как описывает автор зимний пейзаж? Как вы думаете, любит ли он родную природу. Наверное, вам встретились поэтические выражения, незнакомые слова, давайте поговорим о них.

1. Принакрылась снегом точно серебром. (Укрыть, но не совсем)

2. Снежною каймой распустились кисти (тонкая полоска для отделки)

3. Белой бахромой (украшение для скатерти, штор)

4. Сонная тишина (все замерло.)

5. Заря (явление природы: когда солнце встает, небо окрашивается в малиновый цвет, природа просыпается)

Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

Вопросы по содержанию:

- Как называется стихотворение?

- О чём это стихотворение? (О берёзе, о зиме)

Какие приметы зимы вы знаете?

Белая береза под моим окном Берёза какая?

Принакрылась снегом точно серебром. Принакрылась чем?

На пушистых ветках снежною каймой На ветках каких?

Распустились кисти белой бахромой. Распустились что?

И стоит береза в сонной тишине И стоит береза в какой тишине?

И горят снежинки в золотом огне. Снежинки горят в каком огне?

А заря лениво обходя кругом Что делает заря?

Обсыпает ветки новым серебром. Что обсыпает? Каким серебром?

- Как вы думаете, почему поэт воспевает красоту березы? (Береза очень красивое дерево; у березы кора белого цвета и поэты часто говорят о том, что береза оделась в белые одежды, еще у березы очень нежные и тонкие ветви, и когда ветер дует, они колышутся очень красиво, словно машут нам).

- Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни, олицетворение (как невеста).

- Вам понравилось это стихотворение? (Да, очень.)

И прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, давайте превратимся в березок.

Физкультминутка «Березка».

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся около столов),

И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).

Разойдемся в круг большой (руки в стороны),

И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох-выдох),

И садятся птицы (приседают).

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).

На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам),

Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).

(Дети садятся на места и приступают к заучиванию стихотворения)

Воспитатель: Мы сегодня выучим с вами –это стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель читает первое четверостишие:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Воспитатель читает второе четверостишие:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Воспитатель читает третье четверостишие:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Воспитатель читает четвертое четверостишие:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Повторяют все стихотворение вместе.

Затем девочки рассказывают стихотворение, а мальчики слушают и наоборот.

Словесная игра «Не ошибись!»

Дети по очереди по цепочке рассказывает строчку из стихотворения. Игра проводится 3 раза.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, в начале занятия мы вспомнили и назвали много красивых слов о снеге. В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки

В золотом огне.

- Я предлагаю одной группе обсудить и рассказать нам, как вы понимаете эти слова? Что значит горят? Как сказать по-другому? (Блестят, блещут, сверкают, искрятся, серебрятся, светятся.)

- Вторая группа подумает и расскажет, в какую погоду любовался березкой поэт? (Поэт любовался березкой в ясную солнечную зимнюю погоду)

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (восхищение, желание полюбоваться, обойти вокруг берёзки, посмотреть на неё)

- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз. Чтение сопровождается показом иллюстрацией зимней берёзы.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять!

- Как называется стихотворение, которое мы выучили? (Белая береза)

- Кто автор этого стихотворения? (С. А. Есенин)

- Покажите с помощью значков-символов, каким стало ваше настроение?

- Что помогло создать это настроение?

- Хотелось бы вам поделиться этим настроением? С кем?

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- Ребята, вы сегодня молодцы! Похлопаем себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проектной деятельности в средней группе Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Тема: «Белая берёза под моим окном»

Программное содержание: • Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы. • Совершенствовать технические приемы работы кистью. • Воспитывать стремление добиваться хорошего ре...

Комплексное занятие (старшая группа) пластилинография «Белая берёза».

Берёза–символ нашей Родины, любимое дерево русского народа....

Конспект занятия по развитию речи « Белая береза - символ России».

Конспект занятия по развитию речи " Белая берёза- символ России."...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Белая берёза - символ России".

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине через народные символы России, формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.

Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворенияЗадачи:Уточнить и расширить знания о зимней природеАктивизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, сер...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.

Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворения Задачи: Уточнить и расширить знания о зимней природе Активизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, ...