Конспект занятия по развитию речи « Белая береза - символ России».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перова Ирина Викторовна

Конспект занятия по развитию речи " Белая берёза- символ России."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

« Белая береза - символ России».


Программное содержание:
Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами  , ритуалами ,связанными с березой.  Приобщать детей к Русской народной культуре , воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Материал: Берёзка , аудиозаписи, светец и лучина , спички, емкость с водой,  веник березовый,  туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Сегодня в гостях  у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки , стихи читать , хороводы водить.

Берёза моя берёзонька,

Берёза моя белая , берёза кудрявая,

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки ,

На тебе , берёзонька , листья зеленые .

Под тобой, берёзонька , трава шелковая.

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки хоровод водят.

( Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла»).

Воспитатель: Только мы развеселились, а тут дождь пошел.

(звучит музыка дождя).

Дождик ,дождик, убывай,

Будет славный урожай:

В поле лен и бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В саду мак и сирень,

В огороде зелен хмель!

Радуга-дуга, радуга- дуга

Отворяй ворота- перекинься на луга,

Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,

Шелковым платочком- золотистым мостом!

Воспитатель: а сейчас мы поговорим о  нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России ,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас , начиная с 14 апреля , люди собирали берёзовый сок  и поили им  больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний , обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:

                  С одного дерева , да четыре угодья:

                  Первое- от темной ночи свет.

                  Второе – некопаный колодец.

                  Третье- старому здоровье.

                  Четвертое- разбитому связь.

В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки  пряли в долгие зимнее вечера , пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение , при котором все становилось таинственным и чудесным ,ушло в прошлое. Дети , мы  с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные  дни.  Лучину вставляли в светец,  под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе .

Посмотрите, как это было( зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой ).

А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают , причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его  и сейчас пьют,  чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком ( дети и гости угощаются  чаем или приготовленным соком).

А это что?( показываю  на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником( тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать , отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.

Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года , а особенно весной и ранней осенью ( показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу ,  с молодыми нежными листьями , висячими сережками . очень много есть песен , в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки , которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.

Ельня, Ельня берёзонька,

Ельня, Ельня кудревата,

Кудревата, беловата.

Похотел пан жениться,

На душе красной девице,

На берёзовой сестрице…

Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы , либо сплетать их между собой , пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания , загадывали о своей судьбе.

Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду , украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.

Встанем в хоровод вокруг берёзки:

Встанем в хоровод вокруг берёзки.

Берёзонька весёленька,

Кудрявенькая, зелененькая,

Кудрявенькая, зелененькая,

Завивайся-ка да во весь год.

Нам весёлым быть да весь год!

Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова , хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться , не обижаться , не ссорится.

( хором, стоя в парах, дети произносят слова).

Ай, кумушки- голубушки

Подруженьки мои

Кумитеся, любитеся,

Любите меня,

Пойдите во зеленый сад,

Возьмите меня,

Завьем венки на все деньки,

На все праздники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Белая береза - символ России"

Занятие "Белая береза - символ России"  разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети продолжают знакомиться с нетрадиционной технико...

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Флаг России»

Воспитание любви к природе родного края;Закрепление представлений о Российском флаге;Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира....

Конспект занятия Белая береза- символ России

Ознакомление детей с одним из символов нашей Родины – березой, показать красоту, значение березы в жизни человека с помощью художественного творчества, поэтического и музыкального искусства....

Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России» в подготовительной к школе группе

В занятии в игровой форме дошкольники уточняют, закрепляют и расширяют представления о своей Родине. Используется технология составления рассказа о родном городе с опорой на схему - мнемотаблицу....

Конспект занятия в подготовительной группе ЗПР Береза – символ России.

Конспект непрерывной образовательной деятельностиВозрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) – 8 детей.ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна.Дата п...