Конспект занятия по развитию речи « Белая береза - символ России».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи " Белая берёза- символ России."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_bereza.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
« Белая береза - символ России».
Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами , ритуалами ,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре , воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Материал: Берёзка , аудиозаписи, светец и лучина , спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки , стихи читать , хороводы водить.
Берёза моя берёзонька,
Берёза моя белая , берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки ,
На тебе , берёзонька , листья зеленые .
Под тобой, берёзонька , трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки хоровод водят.
( Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла»).
Воспитатель: Только мы развеселились, а тут дождь пошел.
(звучит музыка дождя).
Дождик ,дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
Радуга-дуга, радуга- дуга
Отворяй ворота- перекинься на луга,
Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,
Шелковым платочком- золотистым мостом!
Воспитатель: а сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России ,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас , начиная с 14 апреля , люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний , обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:
С одного дерева , да четыре угодья:
Первое- от темной ночи свет.
Второе – некопаный колодец.
Третье- старому здоровье.
Четвертое- разбитому связь.
В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимнее вечера , пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение , при котором все становилось таинственным и чудесным ,ушло в прошлое. Дети , мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе .
Посмотрите, как это было( зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой ).
А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают , причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком ( дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).
А это что?( показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником( тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать , отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.
Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года , а особенно весной и ранней осенью ( показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу , с молодыми нежными листьями , висячими сережками . очень много есть песен , в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки , которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.
Ельня, Ельня берёзонька,
Ельня, Ельня кудревата,
Кудревата, беловата.
Похотел пан жениться,
На душе красной девице,
На берёзовой сестрице…
Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы , либо сплетать их между собой , пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания , загадывали о своей судьбе.
Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду , украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.
Встанем в хоровод вокруг берёзки:
Встанем в хоровод вокруг берёзки.
Берёзонька весёленька,
Кудрявенькая, зелененькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Завивайся-ка да во весь год.
Нам весёлым быть да весь год!
Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова , хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться , не обижаться , не ссорится.
( хором, стоя в парах, дети произносят слова).
Ай, кумушки- голубушки
Подруженьки мои
Кумитеся, любитеся,
Любите меня,
Пойдите во зеленый сад,
Возьмите меня,
Завьем венки на все деньки,
На все праздники!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Белая береза - символ России"
Занятие "Белая береза - символ России" разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети продолжают знакомиться с нетрадиционной технико...
Конспект занятия по развитию речи. «Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида»
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Флаг России»
Воспитание любви к природе родного края;Закрепление представлений о Российском флаге;Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира....
Конспект занятия Белая береза- символ России
Ознакомление детей с одним из символов нашей Родины – березой, показать красоту, значение березы в жизни человека с помощью художественного творчества, поэтического и музыкального искусства....
Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России» в подготовительной к школе группе
В занятии в игровой форме дошкольники уточняют, закрепляют и расширяют представления о своей Родине. Используется технология составления рассказа о родном городе с опорой на схему - мнемотаблицу....
Конспект занятия в подготовительной группе ЗПР Береза – символ России.
Конспект непрерывной образовательной деятельностиВозрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) – 8 детей.ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна.Дата п...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию. Тема: «Белая береза - символ Родины моей»
Патриотическое воспитание....