Конспект занятия по развитию речи. «Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Баякина Юлия Александровна

Конспект занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belye_pyatna_zemli.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  в подготовительной группе

на тему:

«Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида»»

Воспитатель:

Баякина Ю.А

 2021

Цель: Помочь детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Задачи:

образовательные: 

- закрепить знание детей о животных севера;

-закреплять. Уточнять знания детей об особенностях природных условиях Севера;

 -расширять словарь детей по теме северные животные;  

- активизировать фразовую речь.

- учить отгадывать детей загадки.

развивающие:

- умение точно выражать свою мысль;

- отвечать на поставленные вопросы.

- ориентирование в пространстве

- умение решать примеры

воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;

- развивать коммуникативную функцию речи;

- развитие произвольного поведения;

Оборудование:

- иллюстрации с изображением животных севера;

- глобус;

-компьютер; проектор; экран;

-презентация « Путешествие в Северный полюс»

- листы в крупную клетку

- карандаши

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: (Дети входят в группу. Встают вокруг воспитателя)

(слайд №1)

2. Приветствие

 Давайте поприветствуем друг друга.

Предлагаю вам встать в добрый круг.

« Собрались ребята тут,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь».

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда вы узнаете сами, собрав   разрезные картинки (воспитатель    раздает конверты с разрезными картинками с изображениями животных)

Воспитатель: Ребята кто изображён на ваших картинках?

Дети: (белый медведь, морж, тюлень,  пингвин, северный олень, песец)

Воспитатель: Как вы думаете, где обитают эти животные?

Дети:  На северном полюсе. В Антарктиде.

Воспитатель: У меня есть макет нашей Земли – глобус. Мы можем найти на глобусе Северный полюс? Как его можно узнать сразу же? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?

Воспитатель:   Потому что  -Северный полюс - это ледяная пустыня.

Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.  

Давайте посмотрим на глобусе Северный полюс.

А вы хотите побывать на Северном полюсе?  (Да)

Как вы думаете, а Северный полюс находится близко или далеко? (Ответы детей)

Хотите туда попасть? А как нам это сделать? (Предположения детей).

 На чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?  (На самолете)

 

Вот наш самолет (раздаем билеты).

- Внимание! Внимание! Займите места согласно купленным билетам. (на каждом стуле приклеена карточка с цифрой, обозначающей № места. Чтобы найти свое место надо решить пример, полученный ответ подскажет нужный номер. Дети выполняют задание и рассаживаются. Воспитатель проверяет, правильно ли они заняли места)

Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом. 

Воспитатель:  Пристегните ремни, наш  курс на Северный полюс.

Звучит шум самолета

Воспитатель:  Вот мы прилетели  на север.

(слайд №3)

Воспитатель: Самое холодное место на всём земном шаре это Арктика. Полгода в этих краях  длится суровая зима, солнце зимой не появляется на небе.  Длится полярная ночь.(слайд №4)

 Только бледный свет  звёзд  да  луны,  а  иногда  северного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Вы знаете, что такое полярное сияние? (Ответы детей)

На экране появляются слайды   северного сияния.(слайд №5,6)

Вот как описывает полярное сияние один путешественник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели».

3. Отгадай обитателей Севера». (Интересно, каких животных можно встретить на Северном полюсе)

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый…. (морж) (слайд №7)

Это одни из самых крупных ластоногих, а их клыки похожи на бивни. Волосяной покров очень редкий, вес достигает 1.5 тонны. Питаются моллюсками, раздавливая их щечными зубами, а осколки отрыгивает. Единственным врагом является касатка, от нее спасаются выбираясь на берег.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень) (слайд №8)

Передвигаться по земле тюленям очень неудобно. Но зато в воде они настоящие акробаты!

Тюлени плавают не хуже рыб, на которых охотятся. Питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину до 100 метров. Вдохнёт воздух и может очень долго оставаться под водой - до полутора часов: он охотится.

И ему совсем не холодно в ледяной воде. Кроме плотного непромокаемого меха, у тюленя есть под кожей толстый слой жира. 

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежит задание, выполнив его вы узнаете о ком мы с вами дальше будем говорить. (Рисование пингвина по точкам). После того, как дети закончили работу, появляется слайд №9

Пингвин — это птица. В своей белой манишке и чёрном фраке он похож на человечка, ходит на лапках, смешно переваливаясь. А главная их защита от морозов и холодных ветров — большие запасы жира под кожей. Пингвины живут большими стаями, вместе растят птенцов. Очень интересно, что пингвины не вьют гнёзд, а высиживают птенцов в складках живота, держа яйцо с детёнышем на лапках. Пингвины не умеют летать, зато очень хорошо плавают и ныряют. Питаются они рыбой, но в море идут только взрослые пингвины, а детёныши остаются на берегу. Пингвины очень дружны, и это помогает им выжить в суровых условиях севера.

4. Физкультминутка    «О севере»

Здесь всюду холод, лед и тень                  дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                        закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                      выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,                 соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                           разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.       ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                      делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,          подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                               руки на поясе, стоят смирно

Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный... (олень) (слайд №10, 11, 12)

Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их.

Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам такую игру: я буду показывать на часть тела оленя, а вы будете отвечать на мои вопросы, например, чьи это ноги? Ответ будет — это оленьи ноги. Давайте попробуем?

Голова оленя — оленья голова

Нос оленя — …

Тело оленя — …

Рога оленя — …

Детёныш оленя — …


Воспитатель: А следующее животное зашифровано в графическом диктанте. Выполнив его верно, вы поймете с кем мы еще сегодня познакомимся. (Дети выполняют диктант)

http://st.stranamam.ru/data/cache/2011jun/20/12/2102819_54292nothumb500.jpg(Слайд № 13)

Воспитатель: Белый медведь – это главный житель северных просторов. Это самый крупный хищный зверь на Земле. (слайд №14)

-А какая шерсть у медведя? У него густая белая шерсть и толстый слой жира.

- А для чего ему толстый слой жира?

- Он предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой.

- Чем ещё питается медведь?

- Также он питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его добычей.

Зимой у белых медведей в снежной пещере появляется потомство, маленькие медвежата. У этого огромного животного детёныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Когда приходит пора мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их приучать ловить рыбу, а затем и более крупных животных тюленей и моржей.

Белый медведь плавает в ледяной воде и делает это с большим удовольствием, человек в такой воде может погибнуть из-за переохлаждения организма. Белый медведь, когда выходит из воды не покрывается льдом и не мёрзнет. Хотите узнать, почему это происходит?

6. Опыт

 В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

      (Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть).

7. Итог занятия

И так, ребята, нам пора отправляться домой. Занимаем свои места. Вот мы и дома. Где же мы сегодня с вами были? Кого мы там встретили? Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали о Северном полюсе? Вы сегодня все молодцы!  (раздача конфет «Мишка на Северном полюсе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике, старшая группа. "Экспедиция на северный полюс" воспитатель Суздальцева Е.Л. 2014год.

Программное содержание:1.  Упражнять детей в обратном счёте от 8 до 02.  Закрепить знания детей о геометрических фигурах (прямоугольник, ...

Конспект НОД по исследовательской деятельности "Белые пятна земли"

Занятие по теме "Животные Арктики и Антарктиды"...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Земля - наш общий дом"

Развитие речи по теме "Земля наш общий дом" для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие на Северный полюс» с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:Систематизировать знания детей об особенностях природных условий на Северном полюсе;Расширение представлений детей о разнообразии животного мира Северного полюса.Продолжать знакомить ...

НОД в подготовительной группе "Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида".

Консект НОД в подготовительной группе на тему "Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Животные Арктики и Антарктиды"

Конспект занятия по развитию лексико-гамматического строя речи "Животные Арктики и Антарктиды"...

Конспект занятия по развитию речи « Белая береза - символ России».

Конспект занятия по развитию речи " Белая берёза- символ России."...