Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворения
Задачи:
Уточнить и расширить знания о зимней природе
Активизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, серебро, белоствольная, заря, обсыпает.
Учить согласовывать существительные в роде числе и падеже.
Учить формулировать свой ответ, используя стихотворный текст.
Развивать память, внимание, образное мышление.
Воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по заучиванию стихотворения "Белая береза" | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.
Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворения
Задачи:
Уточнить и расширить знания о зимней природе
Активизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, серебро, белоствольная, заря, обсыпает.
Учить согласовывать существительные в роде числе и падеже.
Учить формулировать свой ответ, используя стихотворный текст.
Развивать память, внимание, образное мышление.
Воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.
Материалы и оборудование: Демонстрационный: магнитная доска; портрет С. Есенина, иллюстрации берёзы; лист белой бумаги; маркер, изображение каймы. Раздаточный: листы бумаги на каждого ребенка, карандаши.
Методы и приемы: словесный: беседа, объяснения, вопросы, художественное слово; наглядный: рассматривание; практический: заучивание стихотворения, рисование пиктограммы; игровой.
Ход занятия
Вводная часть.
-Какое сейчас время года? (зима)
– Правильно — зима.
- Какие зимние месяцы вы знаете? ( декабрь, январь, февраль.)
- Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная, зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра. Зимой один день не похож на другой)
- Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).
- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)
Дидактическая игра «Снежинка»
— Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот у кого она в руках, будет называть: каким бывает снег? На что он похож? Какими красивыми словами о нем можно сказать?
- О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, многие произведения посвятил любви к Руси. Его волновала красота русской природы, любимых березок.
- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.
-Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
( показ зимней березы)
Основныя часть.
-Как называется стихотворение, которое вы сейчас услышали? (Белая берёза.)
-Кто его написал? (Сергей Есенин.)
-Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение?
-Какой вы представили себе берёзку? (Белой, стройной , красивой…)
-Сейчас попробуем записать это стихотворение пиктограммой.
- Давайте с вами вспомним, что такое пиктограмма.
- Пиктограмма - это знаки или рисунки , которые человек делает на бумаге во время чтения любого стихотворения. Быть специально художником для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны, в первую очередь, тому, кто запоминает.
-Есть несколько подсказок:
- К словам или фразам нужно схематически сделать значок или рисунок.
- Буквы также можно использовать, но не писать все слово, а написать первую букву с рисунком.
-У каждого из вас на листочке нарисованы клеточки, давайте попробуем нарисовать вместе пиктограмму, поэтому замечательному стихотворению.
-Посмотрите на берёзу и скажите, как назвал её Есенин? Какая она? (Белая)
-Почему, как Вы считаете? (Кора белая)
-Правильно. Берёза - единственное дерево в мире, у которого белая кора.
-А ещё, почему берёза белая, как вы считаете? (Снегом засыпана, поэтому белая)
Давайте проговорим 1 строчку стихотворения.
-Как мы можем изобразить слова белая берёза (нарисуем букву Б в белом овале).
(Белая берёза под моим окном.) Под Моим (стрелочка вниз). Окном (нарисуем окно).
- Молодцы. Вторая строчка звучит так. Принакрылась снегом, точно серебром. Как вы понимаете слово принакрылась? Маша, подойди ко мне.
-Я приготовила платок. Давайте поиграем.
-Закрылась. Как это? Давайте изобразим. Закрылась спереди.
-Укрылась- закрылась снегом со всех сторон, вот как это дерево, даже щёлочки не видно.
-Накрылась — закрылась сверху снегом, вот как это дерево.
-Принакрылась - слегка накрылась. Садись Маша, спасибо.
-Как мы можем это изобразить на бумаге? (нарисовать ствол дерево, и сверху полукруг).
-Следующее слово снегом, как можем схематически нарисовать (снежинка).
-Что такое серебро? Какого оно цвета? (Серебро-это драгоценный металл серо-голубого цвета).
-Как вы думаете, почему поэт сравнивает снег с серебром. Какой снег бывает зимой? (Снег искрится, переливается, сверкает, блестит.) Давайте повторим 2 строчку стиха. (Принакрылась снегом, точно серебром.)
-Послушайте дальше: На пушистых ветках снежною каймой. Что бывает пушистым?? (Шапка, кот пушистый.) Чего много у кота? (Волосков, шерстинок) А у шапки? (Пушинок).
- Почему Сергей Есенин говорит, что берёза пушистая? Посмотрите на картинку. Чего у берёзы много? (Много маленьких, тоненьких веточек). Как мы можем изобразить пушистые ветки (ветки, сверху нарисованы волнистые линии)
-А что такое кайма? Давайте посмотрим на картинки.
Кайма - это край одежды, или обоев на стене. Раз это край, то он обычно отличается по рисунку или по ткани. У меня на фотографии вы видите разные виды каймы. Чаще мы говорим ласково – каёмка, каёмочка. Как мы можем изобразить кайму (край ткани украсим рисунком «ромбиками»)
-Повторим 3 строчку. (На пушистых ветках снежною каймой.)
-Распустились кисти белой бахромой. Распустились (буква Р), Какие бывают кисти? (Кисти художника, Кисти(гроздья) ягод, Кисти рук. Часть тела человека.
-Кисти (нарисуем кисточки). Белый мы уже с вами рисовали. Как мы изобразили? (буква Б в белом овале)
-А что такое бахрома?
Бахрома-это тесёмка, один край у которой свисает в виде ниточек, или кусочков ткани. Нарисуем кусочек ткани с длинными ниточками). Давайте повторим следующую строчку.(Распустились кисти белой бахромой.)
Физминутка. Давайте первую половину стихотворения нарисуем движениями. Проговаривайте и показывайте каждое слово, придумывая свои движения.
-Продолжаем.
-Слушаем стихотворение дальше. И стоит берёза в сонной тишине. Что может стоять? (Дерево, стол, стул). Что мы нарисуем в следующей клеточке (дерево берёза).
-В сонной тишине. Как понимаете эту строчку? Где можно встретить сонную тишину? (В спальне, когда все спят). Как мы можем нарисовать (закрытые глазки). А тишина ( пальчик к губам)
-Давайте повторим эту строчку. (И стоит берёза в сонной тишине.)
-И горят снежинки в золотом огне. - «и» можем нарисовать букву
-Что может гореть? (Огонь, дерево, костёр)
-Как тогда получается, что горят снежинки? (Снежинки переливаются разными цветами, потому, что это солнце светит.)
-"Горят" что можем нарисовать (лампочку, и от неё линии, она ка бы горит).
Снежинки? (снежинку).
-А что называет Есенин золотым огнём, как вы думаете? (Свет солнца.) В золотом огне? Что можно нарисовать, чтобы мы поняли что горит огонь ? (костёр). Давайте повторим эту строчку. (И горят снежинки в золотом огне.)
-А заря, лениво обходя кругом.
-Заря - это яркое освещение горизонта перед восходом или перед закатом солнца.
-Как заря обходит всё вокруг? В клеточке нарисуем букву «А», зарю можем нарисовать полсолнца.
-Лениво. Как вы понимаете?
-А вы знаете самое ленивое животное? Самое ленивое животное - ленивец, он очень мало двигается, и спускается с дерева всего лишь раз в неделю. Ленивец живёт в жарких странах. Посмотрите, как он выглядит. Что мы можем обходить лениво? (Лужу). Заря лениво обходит? Что это значит? (Медленно, тихо.). Мы напишем слово лень в таблице.
-А как нарисуем обходя? (ноги). Кругом (по кругу спираль) Давайте повторим эту строчку. (А заря, лениво обходя кругом.)
-Обсыпает ветки новым серебром. Давайте посмотрим на картинки. Что здесь делают с песком? Да, но песок обратно рассыпается на землю. А если мы хотим покрыть полностью какой- то предмет, то говорим, обсыпать. Посмотрите, как обсыпали торт кокосовой стружкой.
-Как нарисуем слово новым? (буква Н). Серебро мы уже с вами рисовали (буква С)
Давайте проговорим последнюю строчку: (Обсыпает ветки новым серебром.)
Физминутка. Давайте покажем эту часть стиха движениями. Проговаривайте и показывайте каждое слово, придумывая свои движения.
Посмотрите, какая таблица с рисунками у нас получилась.
Воспитатель предлагает детям сыграть в словесную игру «Не ошибись!». Дети по очереди по цепочке рассказывает строчку из стихотворения. Игра проводится 2 раза.
- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)
Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз.
-Кто попробует рассказать это стихотворение по нашей нарисованной таблице?
-Теперь Машенька расскажет стихотворение, умница, как красиво ты выделила слова, в следующий раз рассказывай более спокойно.
- Саша теперь твой черед. Молодей! Очень выразительно. Все слова ты проговорил правильно, рассказал, тихо, ласково, как настоящий поэт.
-Кто хочет еще рассказать? Катя, молодец, ты справилась, только в следующий раз, четко проговаривай слова, и будь собранней.
-Леня, хорошо, мы все видели, как ты старался, и знаешь, если бы ты чуть-чуть еще постарался, стихотворение получилось бы замечательным.
-Кирилл, вот как здорово! Все согласятся? Дети давайте похлопаем Кириллу, как выразительно он рассказал стих, как чувственно он проговаривал слова, все было как нужно.
Заключительная часть.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Как вы думаете, что помогло нам так быстро запомнить и прочесть стихотворение Сергея Александровича Есенина "Береза"? (пиктограммы)
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Хотелось бы вы рассказать стихотворение С.А. Есенина кому нибудь из ваших родственников?
- Ребята, вы сегодня молодцы! Похлопаем себе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали».
кОНСПЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВРСПИТАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехникиОбразовательная облас...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группеЗаучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»Образовательная область: речевое развитие.Возраст детей: 6-...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» (с опорой на мнемотаблицу)
Занятие по развитию связной речи...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Береза»
Цель: разучить стихотворение А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы, составить описательный рассказ о березе, используя картинки-ассоциации....