Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шарипова Аниса Камилевна

Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворения

Задачи:

Уточнить и расширить знания о зимней природе

Активизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, серебро, белоствольная, заря, обсыпает.

Учить согласовывать существительные в роде числе и падеже.

Учить формулировать свой ответ, используя стихотворный текст.

Развивать  память, внимание, образное мышление.     

Воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.

Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворения

Задачи:

Уточнить и расширить знания о зимней природе

Активизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, серебро, белоствольная, заря, обсыпает.

Учить согласовывать существительные в роде числе и падеже.

Учить формулировать свой ответ, используя стихотворный текст.

Развивать  память, внимание, образное мышление.

Воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.

Материалы и оборудование: Демонстрационный: магнитная доска; портрет С. Есенина, иллюстрации берёзы; лист белой бумаги; маркер, изображение каймы. Раздаточный: листы бумаги на каждого ребенка, карандаши.

Методы и приемы: словесный: беседа, объяснения, вопросы, художественное слово;  наглядный: рассматривание;  практический: заучивание стихотворения, рисование пиктограммы; игровой.

Ход занятия

 Вводная часть.

-Какое сейчас время года? (зима)

– Правильно — зима.

- Какие зимние месяцы вы знаете? ( декабрь, январь, февраль.)

- Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная, зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра. Зимой один день не похож на другой)

- Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).

- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)

Дидактическая игра «Снежинка»

— Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот у кого она в руках,  будет называть: каким бывает снег? На что он похож? Какими красивыми словами о нем можно сказать?

- О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, многие произведения посвятил любви к Руси. Его волновала красота русской природы, любимых березок.

- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.

-Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

( показ зимней березы)

Основныя часть.

-Как называется стихотворение, которое вы сейчас услышали? (Белая берёза.)

-Кто его написал? (Сергей Есенин.)

-Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение?

-Какой вы представили себе берёзку? (Белой, стройной , красивой…)

-Сейчас попробуем записать это стихотворение пиктограммой.

- Давайте с вами вспомним, что такое пиктограмма.

- Пиктограмма - это знаки или рисунки , которые человек делает на бумаге во время чтения любого стихотворения. Быть специально художником для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны, в первую очередь, тому, кто запоминает.

-Есть несколько подсказок:

- К словам или фразам нужно схематически сделать значок или рисунок.

- Буквы также можно использовать, но не писать все слово, а написать первую букву с рисунком.

-У каждого из вас на листочке нарисованы клеточки, давайте попробуем нарисовать вместе пиктограмму, поэтому замечательному стихотворению.

 -Посмотрите на берёзу и скажите, как назвал её Есенин? Какая она? (Белая)

-Почему, как Вы считаете? (Кора белая)

-Правильно. Берёза - единственное дерево в мире, у которого белая кора.

-А ещё, почему берёза белая, как вы считаете? (Снегом засыпана, поэтому белая)

Давайте проговорим 1 строчку стихотворения.

-Как мы можем изобразить слова белая берёза (нарисуем букву Б в белом овале).

(Белая берёза под моим окном.) Под Моим (стрелочка вниз). Окном (нарисуем окно).

- Молодцы. Вторая строчка звучит так. Принакрылась снегом, точно серебром. Как вы понимаете слово принакрылась? Маша, подойди ко мне.

-Я приготовила платок. Давайте поиграем.

-Закрылась. Как это? Давайте изобразим. Закрылась спереди.

-Укрылась- закрылась снегом со всех сторон, вот как это дерево, даже щёлочки не видно.

-Накрылась — закрылась сверху снегом, вот как это дерево.

-Принакрылась - слегка накрылась. Садись Маша, спасибо.

-Как мы можем это изобразить на бумаге? (нарисовать ствол дерево, и сверху полукруг).

-Следующее слово снегом, как можем схематически нарисовать (снежинка).

-Что такое серебро? Какого оно цвета? (Серебро-это драгоценный металл серо-голубого цвета).

-Как вы думаете, почему поэт сравнивает снег с серебром. Какой снег бывает зимой? (Снег искрится, переливается, сверкает, блестит.) Давайте повторим 2 строчку стиха. (Принакрылась снегом, точно серебром.)

-Послушайте дальше: На пушистых ветках снежною каймой. Что бывает пушистым?? (Шапка, кот пушистый.) Чего много у кота? (Волосков, шерстинок) А у шапки? (Пушинок).

-  Почему Сергей Есенин говорит, что берёза пушистая? Посмотрите на картинку. Чего  у берёзы много? (Много маленьких, тоненьких веточек). Как мы можем изобразить пушистые ветки (ветки, сверху нарисованы волнистые линии)

-А что такое кайма? Давайте посмотрим на картинки.

Кайма - это край одежды, или обоев на стене. Раз это край, то он обычно отличается по рисунку или по ткани. У меня на фотографии вы видите разные виды каймы. Чаще мы говорим ласково –  каёмка, каёмочка. Как мы можем изобразить кайму (край ткани украсим рисунком «ромбиками»)

-Повторим 3 строчку. (На пушистых ветках снежною каймой.)

-Распустились кисти белой бахромой. Распустились (буква Р), Какие бывают кисти? (Кисти художника, Кисти(гроздья) ягод, Кисти рук. Часть тела человека.

-Кисти (нарисуем кисточки). Белый мы уже с вами рисовали. Как мы изобразили? (буква Б в белом овале)

-А что такое бахрома?

Бахрома-это тесёмка, один край у которой свисает в виде ниточек, или кусочков ткани. Нарисуем кусочек ткани с длинными ниточками).  Давайте повторим следующую строчку.(Распустились кисти белой бахромой.)

Физминутка. Давайте первую половину стихотворения нарисуем движениями. Проговаривайте и показывайте каждое слово, придумывая свои движения.

-Продолжаем.

-Слушаем стихотворение дальше. И стоит берёза в сонной тишине. Что может стоять? (Дерево, стол, стул). Что мы нарисуем в следующей клеточке (дерево берёза).

-В сонной тишине. Как понимаете эту строчку? Где можно встретить сонную тишину? (В спальне, когда все спят). Как мы можем нарисовать (закрытые глазки). А тишина ( пальчик к губам)

-Давайте повторим эту строчку. (И стоит берёза в сонной тишине.)

-И горят снежинки в золотом огне. - «и» можем нарисовать букву

-Что может гореть? (Огонь, дерево, костёр)

-Как тогда получается, что горят снежинки? (Снежинки переливаются разными цветами, потому, что это солнце светит.)

-"Горят" что можем нарисовать (лампочку, и от неё линии, она ка бы горит).

Снежинки? (снежинку).

-А что называет Есенин золотым огнём, как вы думаете? (Свет солнца.) В золотом огне? Что можно нарисовать, чтобы мы поняли что горит огонь ? (костёр). Давайте повторим эту строчку.  (И горят снежинки в золотом огне.)

-А заря, лениво обходя кругом.

-Заря - это яркое освещение горизонта перед восходом или перед закатом солнца.

-Как заря обходит всё вокруг? В клеточке нарисуем букву «А», зарю можем нарисовать полсолнца.

-Лениво. Как вы понимаете?

-А вы знаете самое ленивое животное? Самое ленивое животное - ленивец, он очень мало двигается, и спускается с дерева всего лишь раз в неделю. Ленивец живёт в жарких странах. Посмотрите, как он выглядит. Что мы можем обходить лениво? (Лужу). Заря лениво обходит? Что это значит? (Медленно, тихо.). Мы напишем слово лень в таблице.

-А как нарисуем обходя? (ноги). Кругом (по кругу спираль) Давайте повторим эту строчку. (А заря, лениво обходя кругом.)

-Обсыпает ветки новым серебром. Давайте посмотрим на картинки. Что здесь делают с песком? Да, но песок обратно рассыпается на землю. А если мы хотим покрыть полностью какой- то предмет, то говорим, обсыпать. Посмотрите, как обсыпали торт кокосовой стружкой.

 -Как нарисуем слово новым? (буква Н). Серебро мы уже с вами рисовали (буква С)

Давайте проговорим последнюю строчку: (Обсыпает ветки новым серебром.)

Физминутка. Давайте покажем эту часть стиха движениями. Проговаривайте и показывайте каждое слово, придумывая свои движения.

Посмотрите, какая таблица с рисунками у нас получилась.

Воспитатель предлагает детям сыграть в словесную игру «Не ошибись!». Дети по очереди по цепочке рассказывает строчку из стихотворения. Игра проводится 2 раза.

- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз.

-Кто попробует рассказать это стихотворение по нашей нарисованной таблице?

-Теперь Машенька расскажет стихотворение, умница, как красиво ты выделила слова, в следующий раз рассказывай более спокойно.

- Саша теперь твой черед. Молодей! Очень выразительно. Все слова ты проговорил правильно, рассказал, тихо, ласково, как настоящий поэт.

-Кто хочет еще рассказать? Катя, молодец, ты справилась, только в следующий раз, четко проговаривай слова, и будь собранней.

-Леня, хорошо, мы все видели, как ты старался, и знаешь, если бы ты чуть-чуть еще постарался, стихотворение получилось бы замечательным.

-Кирилл, вот как здорово! Все согласятся? Дети давайте похлопаем Кириллу, как выразительно он рассказал стих, как чувственно он проговаривал слова, все было как нужно.

Заключительная часть. 

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что вам больше всего понравилось?

- Как вы думаете, что помогло нам так быстро запомнить и прочесть стихотворение Сергея Александровича Есенина "Береза"? (пиктограммы)

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Хотелось бы вы рассказать стихотворение С.А. Есенина кому нибудь из ваших родственников?

- Ребята, вы сегодня молодцы! Похлопаем себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехникиОбразовательная облас...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группеЗаучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»Образовательная область: речевое развитие.Возраст детей:  6-...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Береза»

Цель: разучить стихотворение А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы, составить описательный рассказ о березе, используя картинки-ассоциации....