Занятие непосредственно-образовательной деятельностью по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Продукты питания».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Великанова Кристина Андреевна

Тема ОС

«Продукты питания»

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст

Выполнение игровых заданий по развитию речи

Форма занятия

Интегрированное

Возраст детей

Подготовительная группа

Цель

Формирование умения применять ранее полученные знания о продуктах питания при выполнении игровых заданий по развитию речи в коммуникативной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_zanyatiya.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие непосредственно-образовательной деятельностью

по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

«Продукты питания».

Составила и провела: воспитатель I кв. категории Великанова Кристина Андреевна.


Тема ОС

«Продукты питания»

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст

Выполнение игровых заданий по развитию речи

Форма занятия

Интегрированное

Возраст детей

Подготовительная группа

Нозологическая группа

ТНР

АООП

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми с нарушениями речи МБДОУ № 19

Цель

Формирование умения применять ранее полученные знания о продуктах питания при выполнении игровых заданий по развитию речи в коммуникативной деятельности. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. определять и называть продукт по его существенным признакам, через игровое упражнение «Узнай по описанию»;

2. подбирать обобщающие прилагательные, через игру «Мерчандайзер»;

3. образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными, через игру «Какая каша – какой суп»;

4. образовывать слова ед. и мн. числа существительных в род.п., через игру «Один-много;

5. составлять сложноподчинённые предложения с союзами: для того, чтобы, потому что, через игровое упражнение «Что лишнее?».

Коррекционно-развивающие:

1. координировать речь с движением;

2. устанавливать причинно-следственные зависимости, через речевую игру «Продолжи предложение»;

3. классифицировать продукты по характерным признакам, через игру «Мерчандайзер».

Коррекционно-воспитательные:

1. замечать и исправлять ошибки в речи;

2. проявлять самостоятельность и активность в течение всего занятия;

3. понимать пользу и вред продуктов питания для здоровья человека;

4. уметь работать в парах.

Образовательные технологии, методы и приемы

методы и приемы игровой технологии: речевые игры и игровые упражнения, логоритмическое упражнение

Ожидаемые результаты

1. определяют и называют продукты питания по их существенным признакам: сыр, зефир, хлеб, мед, молоко, мороженное, торт;

2. подбирают обобщающие понятия: молочные продукты, мясные продукты, мучные продукты;

3. образовывают относительные прилагательные согласовывают их с существительными: каша - пшенная, гороховая, манная, рисовая, гречневая; суп - рыбный, мясной, куриный, овощной, грибной;

4. образовывают слова ед. и мн. числа существительных в род.п.: сосисок, тортов и т.д.;

5. составляют сложноподчинённые предложения с союзами: для того, чтобы, потому что: для того, чтобы сварить суп мне нужна: картошка, лук, капуста, курица. Груша мне не нужна, потому что супа с грушами не бывает и другие;

6. согласовывают речь с движениями;

7. устанавливают причинно-следственные зависимости;

8. классифицируют продукты по характерным признакам;

9. исправляют себя и других детей в речи;

10. проявляют самостоятельность в играх и упражнениях;

11. понимают пользу и вред продуктов питания для человека;

12. работают в парах.

Оборудование и материалы

интерактивная доска, ноутбук; аудиозапись минорной музыки; видео-презентация; картинки продуктов питания: сыр, зефир, хлеб, молоко, мед, мороженное, торт; таблички с названием: молочный отдел, мучной отдел; мясной отдел; карточки с продуктами: сыр, молоко, сметана, творог, хлеб, пирожное, батон, пирожки, колбаса, котлеты, курица, мясо; радужный мяч; иллюстрации для игры «Что лишнее».

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный блок

(приветствие, сюрпризный момент)

Звучит музыка спокойная.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро продлится до вечера!

Звук «Сообщения»

- Ребята, вы это слышали? Да, нам с вами кто-то прислал электронное письмо. Давайте откроем.

На компьютере открываю презентацию.

- Как вы думаете, от кого письмо?

- Посмотрите, это же письмо из Африки, от их жителей. Интересно, что они хотели. Давайте послушаем.

- Друзья, поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать больше о наших продуктах питания.

Дети встают в круг на ковре.

Обращают внимание на звук.

Откликаются на речь педагога, улыбаются друг другу.

Настраиваются на рабочую деятельность.

Проговаривают все вместе приветственные слова «Доброе утро!»

Слушают внимательно сообщение.

Отвечают на вопросы педагога.

Проблемно-ориентированный блок

- Замечательно. Тогда сегодня я вам предлагаю вспомнить все то, что мы уже знаем или узнать что-то новое о продуктах питания. 

- Только вот ребята незадача. Как мы сможем передать информацию в Африку, ведь она так далеко от нас.

Выслушиваю все предложения детей и предлагаю обсудить варианты и выбрать самый подходящий голосованием.

- Я очень рада, что мы с вами решили. Тогда нам пора уже приступать к работе, давайте присядем.

Дети стоят возле доски.

Дети предлагают свои варианты, активно участвуют в обсуждении.

Выбирают самый оптимальный вариант передачи информации

Аналитико-практический блок

Игровое упражнение «Узнай по описанию»

Игра «Мерчандайзер»

Речевая игра  «Какая каша-какой суп»

Речевая игра «Один-много»

Физминутка «Продукты»

Игровое упражнение «Что лишнее»

Информационный блок

Видеофрагмент

Игра «Закончи предложение»

- Ребята, вам необходимо по описанию узнать продукт питания. Слушайте внимательно.

1. Твердый, желтый, соленый, в дырках … (сыр).

2. Мягкий, белый, сладкий, воздушный … (зефир).

3. Мягкий, вкусный, душистый, чёрный, белый, золотистый… (хлеб).

4. Жидкое, белое, коровье, парное … (молоко).

5. Тягучий, сладкий, душистый, пчелиный … (мед).

6. Холодное, сладкое, белое и черное … (мороженое).

7. Кремовый, слоеный, вкусный, шоколадный …(торт).

- У вас получилось великолепно. Может, кто-нибудь сам попробует загадать нам?

- Как хорошо у вас получилось. Как вы думаете, как назвать всё это, одним словом? Правильно.

- Продукты бывают очень разные. Одни сделаны из молока. Как они называются? Другие - из мяса. Как называются?

Как называются продукты, сделанные из муки?

 - Друзья, а вы знаете, кто выставляет продукты в магазине на витрину?

Выслушиваю варианты детей

- Профессия называется Мерчандайзер, именно этот человек отвечает за выкладку товара.

- Посмотрите и в нашей группе есть продуктовый магазин. В нем три отдела. Как называется первый отдел? Второй? И третий? Вы все точно назвали.

- Представьте себе, что вы мерчандайзеры. И вам нужно верно разложить товар по отделам. В группе находятся карточки с продуктами, ваша задача найти карточку и отнести их в нужный отдел. Одному ребенку можно взять только одну карточку. Давайте вспомним, если это сыр, то он относиться к молочному отделу. Если это хлеб, то к мучному, а если колбаса или мясо, то к мясному отделу. Готовы, тогда приступаем.

- Хорошо. Подходите к молочному отделу. Ульяна, что находиться в молочном отделе? Какие это продукты? Все верно, Ульяна. Мирослав, что здесь у нас лежит? Какие это продукты? Конечно, ты все правильно сказал, мучные продукты. Добрыня, расскажи, что сюда вы определили? Какие это продукты? Я полностью с тобой согласна, это мясные продукты.

- Собираемся в круг. Для следующего задания нам понадобиться наш радужный мяч. Игра называется «Какая каша – какой суп». Я задаю вам вопрос и кидаю мяч, ваша задача ответить правильно и кинуть мяч мне в руки. Готовы?

-  Каша из пшена – пшенная, Суп  из рыбы – рыбный,  

Каша из гороха – гороховая, Суп из мяса – мясной и аналогично как: из манки, пшеницы, риса; суп из: курицы, овощей, грибов.

- Как ловко вы справились.

- Мне интересно было бы узнать, знаете ли вы, откуда берутся продукты?

Выслушиваю ответы детей.

- Я такого же мнение. А если подумать, люди выращивают одну морковь или одну картошку, или сразу много?

- Мне нравятся ваши ответы, вы все правильно говорите. Я думаю, вы будете рады сыграть в игру «Один-много». Сейчас я вам шепотом каждому назову продукт. Вы должны выйти и сказать, кто вы, например Я - помидор. Мы хором с ребятами отвечаем, что мы тоже – помидоры. Кто в центре, удивляется: Ой, сколько много помидоров (аналогично с другими продуктами).

- А сейчас предлагаю вам сварить суп.  Физминутка «Продукты»

Мы сегодня повара,

Приготовим суп с утра.

В кастрюле есть у нас вода,

Мясо бросим мы туда,

На плиту потом поставим,

Мясо мы кипеть заставим;

А пока оно кипит,

Нагуляем аппетит.

Сходим в погреб за картошкой,

И лучку возьмем немножко,

И морковки, и капусты,

Суп чтоб получился вкусный!

Все в кастрюлю мы добавим,

И опять кипеть заставим.

Суп готов уже - ура!

Нам обедать всем пора!

- Отличный суп мы сварили! Но иногда получается так, что остаются лишние продукты. Сейчас я хочу, что бы вы разделились на пары и сели на стульчики. Теперь внимательно посмотрите на свои картинки и найдите лишний продукт «Что лишнее». Послушайте, как правильно, нужно отвечать, для того, что бы сварить суп мне нужна: картошка, лук, капуста, курица. Груша мне не нужна, потому что супа с грушами не бывает. Какая пара уже готова? (аналогично с другими карточками).

- Ваша работа в парах меня порадовала. А вам было бы интересно узнать, чем питаются наши друзья из Африки? Тогда я вас приглашаю занять свои места возле доски и посмотреть.

- Неожиданно, согласны? Их продукты питания не похожи на наши, но они очень полезны для их организма. А у нас есть продукты, которые могут нам навредить?

- Вы все верно говорите. Раз вы это понимаете, помогите мне закончить предложение.

Если есть одни сладости, то…(заболят зубы).

Если есть много овощей и фруктов, то…(будешь здоровым).

Если есть очень мало, …(то будешь слабым, больным).

Если есть только мучные продукты, то... (будешь толстым, заболит желудок).

Если во время еды разговаривать, то…(можно поперхнуться).

- Ваши ответы удивили меня. Как точно вы все сказали. Надо бы нам это запомнить.

Дети сидят на стульях возле доски.

Дети передвигаются по группе и находят карточки с продуктами.

Дети стоят вокруг стола, обозначающего отдел в магазине.

Дети стоят в кругу.

Свободно встают.

- шагают на месте

- имитируют помешивание

- махи руками (пловец)

- прыжки

- шагают на месте

- наклоны из стороны в сторону

- шагают на месте

- наклоны вперед

- наклоны вперед

- наклоны вперед

- поглаживание живота

- шагают на месте

- шагают на месте

- показывают «класс»

Дети сидят на стульях полукругом и берут картинку на двоих.

Дети садятся на стулья и смотря видеофрагмент.

Отвечают на вопросы: сыр, зефир, арбуз, молоко, мед, лимон, торт.

Сами загадывают продукт питания.

Говорят: продукты питания.

Дети называют обобщающие понятия: мучные продукты, молочные продукты, мясные продукты.

Предлагают свои варианты названия профессии.

Называют отделы

Кладут карточки в нужный отдел.

Вызванный ребенок, перечисляет продукты и называет их одним словом.

Ловят мяч и проговаривают относительные прилагательные.

Высказывают свою точку зрения.

Образовывают существительные единственного и множественного числа: Я - помидор. Мы тоже – помидоры. Ой, сколько много помидоров.

Согласовывают речь с движением.

Вместе составляют сложноподчиненное предложение, договариваются, кто будет говорить.

Дети продолжают предложения.

Устанавливают причинно-следственной зависимости.

Оценочный блок

Рефлексивный блок

- Как много нового я узнала, а вы?

- Соглашусь с вами, мне интересно узнать у вас о нашей сегодняшней работе. Взгляните на доску. Здесь изображен восклицательный знак – необходимо сказать, что нового вы узнали. Вопросительный знак – тут расскажите о том, что бы вы еще хотели узнать. И последний сундук – необходимо сказать, будет ли полезна наша информация жителям Африки.

- Я благодарю вас, за работу, а теперь пора отправлять информацию нашим Африканцам.  

Дети могут объяснить для чего они выполняли задания.

Дети отвечают на вопросы.

Проводят рефлексию своих умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы. "Зимующие птицы"

Цели:уточнять и расширять словарь по теме:" Зимующие птицы"расширять представление о том, чем питаются птицы зимой;формировать обобщающее понятие "Зимующие птицы";формировать фразовую речь;совершенсво...

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Развитие речи» с детьми подготовительной к школе группы «Магазин игрушек»

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР  в  образовательной области «Развитие речи» с детьми подготовительной к школе группы     «Магазин игру...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной к школе группы «Путешествие во Времена года»

: Закрепить у детей умение формировать образную речь, умение подбирать образные выражения и сравнения. Учить передавать с помощью интонацией различные чувства: радость, грусть, удивление. Умение выраж...