Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием техники мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_o_zime.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
Детский сад №21
Городской округ Истра
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной к школе группе.
Тема: «Зимушка-зима».
Воспитатель: Коваленко Е. А.
2019г.
Интеграция: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
- Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
Развивающие задачи:
- Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
- Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
- Воспитывать у детей стремление к достижению результата;
Формы организации: двигательная деятельность, игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы.
Демонстрационный материал: снежинка с письмом, иллюстрации с изображением зимы; карточки; изображение березы; изображение зимующих птиц; снежинки, презентация о зиме, бутылочки с конфетти,
Оборудование: магнитно-маркерная доска, мяч-снежок.
В: - Здравствуйте ребята! Я хотела вас пригласить на зимнюю выставку, но зайдя в группу я увидела, что все картинки сдуло и разбросало по нашей группе.
-Посмотрите, и на окне большой сугроб снега намело и везде разбросаны снежинки. У нас в группе тоже выпал снег. И откуда они тут? Кто нам их тут оставил?
Ответы детей: Зимушка – зима,
Госпожа – метелица,
Снежная королева,
Мороз Иванович… - Кто-то из них здесь побывал и снежинки свои забыл.
В-ль:- Давайте посмотрим, что там в сугробе. Вот какая интересная снежинка в этом сугробе. Да, она не простая на ней что-то написано.
«Здравствуйте, ребята! Я хожу по миру и перекрашиваю в белый цвет деревья. И кругом становится все светлым и радостным. Но иногда, я закрываю небо тяжелыми тучами. Нагоняю холодный ветер. И все кругом становится мрачным и тусклым. Вы догадались, кто вам пишет? Правильно, это я – зима! Ребята. Объясните мне, пожалуйста, зима – это хорошо или плохо? Буду ждать вашего ответа. А помочь вам в этом ответе помогут мои снежинки, которые я разбросала по всей группе, на них написаны мои вопросы».
В-ль:-Ребята, сможете ответить на вопросы и собрать разбросанные ветром картинки? Давайте все- все про зиму вспомним и решим, нравится нам зима или нет?
Содержательный этап:
В: - подойдите сначала к мультимедийному экрану.
Воспитатель. В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим, за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето. А кто из вас знает, сколько месяцев длится каждое время года? (Три)! Назовите, пожалуйста, зимние месяцы: (декабрь, январь, февраль). Педагог включает первый слайд с картинами зимы.
Воспитатель: Люди всегда очень внимательно наблюдали за природой в каждое время года, замечали совпадения, повторения и делали выводы. От этого и возникли приметы.
-Вот, например, если зима очень холодная, с сильными морозами и метелями, то лето непременно будет жарким. А если зима снежная, то и лето будет дождливым.
-Каждый зимний месяц имел в народе свое название.
Декабрь в народе называли студеный (студеный, значит холодный). Январь – просинец. В январе обычно бывали сильные морозы и ярко светило солнце в морозные дни, а небо было синим. Еще потому так называли январь, что день начинал увеличиваться, а ночь постепенно уменьшаться.
Февраль – бокогрей. Бокогрей – это сложное слово, в нем спрятались два слова: греть бока. Кому же греет бока февраль месяц? А просто в феврале бывают очень холодные, вьюжные, а бывают и оттепели, солнышко светит ярче, да греет жарче, греет бока земле, тает снег, темнеет, а потом вдруг снова схватит мороз за бок своей холодной рукой, далеко еще до весны!
Педагог обращает внимание на экран мультимедийного оборудования с изображением зимних пейзажей. Картинки на мультимедийном экране: («Снегопад», «Краешек солнца выглядывает из-за тучи», «зимняя ночь», «одежда людей», «Детские игры», «Новый год»).
Вопросы педагога к детям: - Какие приметы зимы вы знаете? Слайды меняются, дети называют приметы.
Дети:
- Часто идет снег.
- День становится короче, а ночь длиннее;
- Солнце светит, но не греет;
- Стоит мороз, холодно;
- Люди одеты в теплые шубы и куртки;
- Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на лыжах и санках;
- Зимой бывает праздник новый год и рождество.
Проводится игра «Зимние приметы»
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом,
Значит, ясно будет…
Дети: Днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга Жди …
Дети: Метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения ждите …
Дети: Потепления.
Воспитатель:
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно
Будет ясно и …
Дети: Морозно.
Вос-ль: Отлично, справились. А теперь пойдем почитаем задания и вопросы на снежинках.
1 снежинка
Какие зимние природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
- Как называется зимнее явление, когда падает снег?
СНЕГ ...... ПАДАЕТ
- Молодцы! Вы любите снег? Почему?
Ответы детей: много наметает сугробов , можно лепить, играть в снежки, кататься на санках…
- Молодцы! Если на улице мороз, снег легко лепится?
Ответы детей: нет! Снег хрустит, снежинки ломаются.
Загадка
Кто затеет канитель,
Стелет бережно постель,
Спать укладывает поле
Это снежная… ( метель)
- Молодцы! Что такое метель?
Ответы детей: это когда снег не просто тихо падает, а дует сильный ветер, тогда снег метет. Метёт Метель. Хотите ее увидеть?
Воспитатель раздает детям бутылки с конфетти, в которых сквозь пробку продета трубочка. Подуйте что есть силы в эту трубочку. Что у нас получилось? (Вьюга)
2 снежинка:
Расскажите про снег. Какой он? (Белый, холодный, пушистый, сверкающий, блестящий, лёгкий, искристый, холодный, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- А что вы знаете про снег?
На что похож снег? ( На вату, на пух)
Словесная игра «Словесное дерево». Вы знаете, что у каждого слова есть слова родственники. - А сейчас найдите родственников к слову «снег». Послушайте стихотворения. В нем повторяются слова, очень похожие друг на друга. Постарайтесь определить эти слова.
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю снег. С неба все скользят пушинки-серебристые снежинки. Кружатся над головою каруселью снеговою . На проселки, на лужок все снижается снежок. Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной. Вот веселье для ребят – все сильнее снегопад. Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки. Снежный ком-на снежный ком, все украсили снежком. Словно в белый пуховик мы одели снеговик. Рядом - снежная фигурка: это девочка-снегурка. На снегу-то, посмотри-с красной грудкой снегири. Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.
-Молодцы. Много слов услышали и назвали. А сейчас послушайте загадку:
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик,
Серебристая пушинка,
Иностранная …( дети хором – СНЕЖИНКА)
-На что похожи снежинки? (На звездочки, на цветочки, на пушинки)
-Какими словами можно ее описать? (красивая, узорчатая, чудесная, мохнатая, блестящая, лучистая, хрупкая, нежная, серебристая, пушистая…)
- Молодцы! Правильно, ведь все зимние явления в природе связаны со снежинками.
- Что такое снежинка? – Это замерзшая вода ( водяной пар) А много снежинок образуют снег.
И так, Мороз совершает чудо. Какое?
Намела метель сугробы,
Да пришёл мороз суровый.
Заморозил всё кругом
И стала вода…( льдом)
Жидкую воду делает твердым льдом. Давайте вспомним, какой эксперимент мы с вами начали проводить с водой. Что мы сделали?
Ответы детей: Взяли стаканчики, налили воду, опустили веревочку в воду, отнесли в морозильник.
Воспитатель: отнесли мы с вами стаканчики туда, где холодно. Давайте, теперь посмотрим на результат.
Была вода: жидкой, прозрачной, растекалось.
Стала вода: твердой, прозрачной, держит форму.
Воспитатель: Давайте положим нашу льдинку на ладошку , что теперь происходит с ней?
Ответы детей: льдинка тает, превращается в воду.
Воспитатель: Почему так происходит? Потому что от нашей ручки идет тепло. От тепла- оттаяла в ладошке льдинка; происходит оттепель.
От тепла ...... Оттепель
- Что же происходит со снегом, когда оттепель?
Дети: снег тает.
- А когда оттепель снег какой?
Липкий, мягкий.
- Мы рады этому почему?
Можем играть в снежки, лепить снеговиков, делать снежные постройки.
3 снежинка
Что такое Голый лёд ...... Гололёд?
- Когда на улице гололёд это хорошо?
Дети: – Нет!
Воспитатель: Почему? Это явление опасное?
Ответы детей: очень скользко и можно упасть и получить травму.
- Надо вести себя как?
Аккуратно! ( Вспоминаем правила безопасного поведения на льду)
Воспитатель: Молодцы! Но неужели ничего хорошего нет? Можно ведь кататься на коньках, с ледяной горки…. Но всё равно нужно быть предельно внимательным и осторожным, и беречь себя! Можно любоваться сосульками, но не есть их.
- Видите какой молодец Мороз – совершает чудо, воду превращает в лёд.
- Давайте и мы с вами превратимся в снежинок!
Физкультминутка:
Раз снежинка появилась,
Два снежинка закружилась,
Три снежинка распушилась,
На четыре покружилась.
А на пять, стала танцевать,
Шесть, на землю полетела,
Семь, устала вдруг и села,
Восемь, выросла опять,
Девять , лучиками стала сверкать,
Десять, заблестела и в сугроб свой села.
- Молодцы! Приземлились снежинки на свои места.
4 снежинка: - А с чем можно сравнить зимушку?
Словесная игра «Сравни и назови» - Я начну предложение, а кому попадет снежок, его закончит:
- Зима белая, как… (чистый лист).
- Зима липкая, как… (мармеладка, пластин).
- Зима сверкающая, как… (бриллиант, бусы).
- Зима холодная, как… (лед, холодильник).
Зима ледяная, как… (мороженое, сосулька).
Зима колючая, как…(кактус, ежик).
5 снежинка: снежинка прилеплена к магнитной доске, на которой расположено дерево с сидящими на нем птицами
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам прилетел? Как называется птицы, которые остаются с нами зимой? (Зимующие). Назовите их. Как мы можем помочь им пережить суровую зиму, почему мы должны помогать птицам зимой?
Дети: О птицах нужно заботиться зимой, помогать им, кормить их, потому что зимой холодно, птицам трудно добыть себе корм, потому что нет насекомых. Далее проводится дидактическая игра "Кто лишний? "
Воспитатель: Ребята, вы так старались помочь зиме, ответить на ее вопрос. А теперь расскажите и докажите зиме, что и она прекрасное время года. А поможет нам рассказывать мнемотаблица.
Методика:
Этап 1 – Педагог показывает мнемотаблицу, рассматривает все символы вместе с детьми, т. е информация группируется.
Этап 2 – Перекодировка информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы
Этап 3 – Составление сюжета, т. е. обработка одного из методов запоминания.
Этап 4 – Определение логических связок
Этап 5 – Составление рассказа детьми с опорой на таблицу
Сейчас зима. Часто идет снег. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Деревья и кустарники стоят голые, покрытые снегом. Он надежно защищает растения от холода. Солнце светит мало. Дни все короче, а ночи длиннее. Когда оттепель образуются сосульки. Люди тепло одеты. Звери в лесу сменили окраску шерсти. Трудно бывает зимой птицам и животным доставать корм, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой отмечаем Новый год, Рождество, День защитника Отечества.
Педагог: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего?
- Посмотрите, здесь лежит какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные красивые снежинки! Они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так, как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Ваша Зимушка-зима!»
Список литературы:
- Аджи А. В. «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы», «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада».
- Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами математики в логопедической группе для детей с ОНР на тему "Рыбы"
Данное занятие прошло в рамках открытых показов НОД воспитателями и специалистами ДОУ. Прошло оно в форме увлекательного путешествия в загадочный и неизведанный подводный мир морей и океанов. Ребята п...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему «В гостях у сказки»
Конспект занятия на тему «В гостях у сказки» подготовлен для детей второй младшей группы (3-4 года).Конспект предлагается использовать при изучении следующей лексической темы недели «Домашние птицы».К...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группы по теме: «Осень к нам пришла»
Закрепление с детьми знаний по теме "Осень"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»...
Методическая разработка.Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Пересказ рассказа Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной к школе группы «Путешествие во Времена года»
: Закрепить у детей умение формировать образную речь, умение подбирать образные выражения и сравнения. Учить передавать с помощью интонацией различные чувства: радость, грусть, удивление. Умение выраж...
Занятие непосредственно-образовательной деятельностью по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Продукты питания».
Тема ОС«Продукты питания»Культурная практикаКоммуникативная деятельностьКультурно-смысловой контекстВыполнение игровых заданий по развитию речиФорма занятия ИнтегрированноеВозраст детейПод...