Логопедическое занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы. "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цели:

уточнять и расширять словарь по теме:" Зимующие птицы"

расширять представление о том, чем питаются птицы зимой;

формировать обобщающее понятие "Зимующие птицы";

формировать фразовую речь;

совершенсвовать грамматический строй речи;

совершенствовать навыки словообразования;

развивать лексико-грамматический строй речи;

развивать мелкую моторику, пространчтвенную ориентировку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе  группы

на тему "Зимующие птицы"

Цели:

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • развивать лексико-грамматический строй речи (предложно-падежные связи, согласование сущ., числит и прилагат., словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов);
  • упражнять в подборе подходящих по смыслу определений к названиям птиц;
  • развивать моторику, пространственную ориентировку;
  • развивать эмоциональную сторону речи;
  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование:   презентация  на тему «Зимующие птицы»

Ход занятия:

Логопед: Послушайте звуки (дети  слушают звуки зимы)

Логопед: Что вы услышали?

Дети:

Я услышал шаги по снегу.
Я услышала, как вьюга воет.
Я услышал треск деревьев.
Я услышал, пургу. И т.д.

Логопед: В какое время года можно услышать эти звуки?

Дети: Эти звуки можно услышать зимой.

Логопед: Припомните, что вы знаете о зиме. (Составление рассказа с опорой на картинно-графический план)

Дети: Зимой холодно. Солнце светит, но не греет. Зимой дует холодный ветер и часто идет снег. Реки покрыты льдом.

Зимой деревья и кусты стоят голые. Ветки покрыты снегом. Зелеными остались только ели и сосны.

Зимой люди одеваются тепло. Зимой дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Дети лепят снеговиков и играют в снежки. Зимой люди мастерят кормушки для птиц.

Логопед: вот о птицах мы сегодня и поговорим, а о каких птицах вы узнаете если угадаете загадки:

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок – 
Получается прыжок. (
Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (
Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (
Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды – 
С первым снегом 
Тут как тут!        (
Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она?           (
Ворона.)

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (
Сорока.)

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

Логопед:  Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам пережить суровую зиму. Для этого они делают кормушки и подкармливают птиц. Давай смастерим кормушку для зимующих птиц.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)

Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье:
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко. 
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев
 

загибаем пальцы

"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.

Логопед: Кто прилетел к нашей кормушке?

Дети:  К нашей кормушке прилетел воробей.

Логопед: Понаблюдаем за воробьем и расскажем о его действиях.

Упражнение "Наблюдай за воробьем"

Воробей по небу (летает).
Над елками (пролетает).
К кормушке (подлетает). 
Вокруг дерева (облетает).
Вниз на снег (слетает).
На скамейку (перелетает).
Далеко (улетает).
А потом обратно (прилетает).

Логопед: а сейчас мы покормим птиц (составление предложений с опорой на картинки)

Упражнение «Накорми птиц»

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети: 
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

Логопед: А сейчас немного отдохнем, встанем и поиграем с мячом в игру

 « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Логопед: и на последок  выполним упражнение  «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Итог:

Логопед: Молодцы ребята, вы справились  со всеми заданиями. О ком мы говорили на нашем занятии? (Мы говорили о зимующих птицах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи В группе подготовительного к школе возраста «Грибы. Поздняя осень!».

Цель: закрепить знания детей об позднем периоде  осени , грибах.Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о периодах осени и изменениях в природе...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в группе подготовительного к школе возраста «Джунгли зовут!».

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о животных жарких стран. Актуализация и активизация активного словаря по дан...

Конспект открытого интегрированного познавательно – речевого занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Конспект открытого интегрированного познавательно – речевого занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Программное содержание:Образовательные:- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным схемам, по сюжетным картинкам ;-совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по картинкам ;- ...