"По следам осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»
_____________________________________________________________
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
для детей подготовительной к школе группе № 5 «Почемучки»
«По следам осени»
Выполнила воспитатель:
Костякова Светлана Николаевна
Октябрь - 2021
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа №5 «Почемучки»
Тема НОД: «По следам осени»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Установление причинно-следственных связей.
Задачи:
- Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
2.Продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности (исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях), наблюдать, делать выводы, умозаключения.
3. Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4. Обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.
5. Развивать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, умение активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач, умение отстаивать свою точку зрения.
6. Формировать привычку сохранять правильную осанку в разных видах деятельности.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:
1. Загадка
2. Чтение стихов
3. Компьютерная презентация.
4. Исследования
5. Танец с листьями
Материал:
Колокольчик, листья (или ветки) для танца, лупы, лупы на каждого ребенка, две коробки (с сухими и свежими листьями); белые салфетки, сложенные пополам; деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,
Ход НОД:
1. Мотивация деятельности – 0,5 мин
Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.
2.Постановка цели детьми – 1 мин
Воспитатель: Гуляла я в парке и видела там такие красивые деревья.
Отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, в какое время года бывает такая красота в природе:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Все ответят: «Это…» (осень)
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы детей
Объявление темы НОД: правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени и все что с ней связано.
3. Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей – 25 минут
Я сделала фотографии и очень хочу, что бы и вы полюбовались этой красотой.
Презентация «Осень»
Воспитатель: А какое же время года сейчас?
Ответы детей
Воспитатель: Почему вы так решили? Какие вы знаете приметы осени, которые определяют время года?
Назовите перелетных птиц и зимующих?
Воспитатель: Назовите осенние месяцы?
Воспитатель: Как их называют в народе, почему?
Посмотрев на картинки, определите, где изображена ранняя и поздняя осень (картинки)
Ответы детей.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Что такое осадки?
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?
Ответы детей
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью»
Я читаю предложение, а вы должны ответить, одним словом и передать листок.
Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)
Когда идет дождь - дождливая,
Когда дует ветер – ветреная,
Холодно – холодная,
Пасмурно – пасмурная,
Сыро – сырая,
Хмуро – хмурая,
Ясно – ясная.
Солнечно – солнечная.
А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?
Воспитатель: Давайте изобразим это явление танцем.
Физминутка: Танец с листьями (ветками) под музыку.
Воспитатель: Назовите народные приметы осени, которые определяют погоду?
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель: А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист?
Воспитатель: А для того, чтобы получше рассмотреть листья, чем надо пользоваться?
Ответы детей
Дети переходят в лабораторию, надевают халаты и присаживаются к столам.
Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»
Материал: лупа, осенние листья разной формы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь обратную поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод?
Ответы детей
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Ответы детей
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Оборудование: зеленые листья, лупа.
(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Ответы детей
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …
Воспитатель :какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые, зеленые.
Воспитатель: кто мне может обобщить все сказанное, Почему лист зеленый, Почему осенью листья меняют свой цвет? Какой можно сделать вывод?
Ответы детей
Исследование №3. «Почему опадают листья?»
Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа
Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Какой можно сделать вывод?
Ответы детей
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили? Ответы детей
Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Ответы детей
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Ответы детей
Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?»
Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?
Ответы детей
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Ответы детей
Сейчас я вам предлагаю встать и немного отдохнуть.
Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули – так ветер срывает росу.
Крыльями плавно помашем – это так птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
4. Подведение итогов. Оценка. - 0, 5 мин
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.
5.Саморефлексия – 1 мин
На разносах лежат смайлики. Подойдите и выберите такой смайлик, который вы считаете. И объясните, почему именно его вы выбрали.
(Смайлики грустный, веселый, нейтральный)
6. Перспектива на будущее – 0,5 мин
Ребята, где вы сможете применить то, что сегодня узнали и чему научились?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По следам осени"
Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить....
Проект "Как мы следы осени искали?".
Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...
Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".
Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....
интерактивная игра-викторина "По следам Осени"
Занимательная веселая игра по станциям с элементами соревнования между командами. Участвуют дети старших групп детского сада. Игра проводится как закрепление и обобщение нескольких лексических тем об ...
Конспект НОД "По следам осени"
Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста...
Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе
Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...