КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) в старшей группе по РАЗВИТИЮ РЕЧИ на тему: Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шимова Дарья Валерьевна

ЦЕЛЬ

формирование умений  составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, с опорой на наглядность и вопросы воспитателя.

ЗАДАЧИ

Воспитательные:

Воспитывать  желание взаимодействовать со сверстниками и воспитателем через игровые ситуации.

Развивающие:

Развивать речевую активность через игровые действия;

Побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций с помощью педагога;

Развивать артикуляционную моторику детей посредством артикуляционной гимнастики;

Отрабатывать первоначальные умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта с опорой на указания и вопросы педагога.

Обучающие:

Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя.

Расширять словарный запас путем введения и активизации новых слов. Формировать навыки построения связного высказывания с опорой на вопросы воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi_shimova_d.v._244-z.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ  ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема (проект,  событие): Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»

Возрастная группа: старшая группа (дети 5 – 6 лет)

Форма НОД: тематическая

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая

Программно-методический комплект: В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» - Мозаика- Синтез, 2015

Средства:

Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрации с изображением картин

Наглядные: рассматривание картин: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»

Мультимедийные

литературные загадки о зиме; четверостишие Саши Черного.

музыкальные

Словарная работа: активизировать и ввести в словарь – суровая, вьюжная, искристый, шаловливое, стремительно, вихрем, лихо.

ЦЕЛЬ

формирование умений  составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, с опорой на наглядность и вопросы воспитателя.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

ЗАДАЧИ

Воспитательные:

Воспитывать  желание взаимодействовать со сверстниками и воспитателем через игровые ситуации.

Развивающие:

Развивать речевую активность через игровые действия;

Побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций с помощью педагога;

Развивать артикуляционную моторику детей посредством артикуляционной гимнастики;

Отрабатывать первоначальные умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта с опорой на указания и вопросы педагога.

Обучающие:

Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя.

Расширять словарный запас путем введения и активизации новых слов. Формировать навыки построения связного высказывания с опорой на вопросы воспитателя.

Этапы

(последовательность) деятельности,

приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Вводная часть

Воспитатель:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

- Кто из вас любит зиму?

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков).

- Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.

- Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску.

-Посмотрим, насколько высокая горка получится?

-Но прежде чем взяться за дело, надо нам с вами согреться, а раз мы будем строить нашу горку из слов, будем разминать наш рот.

- Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

1.Подуй на снежок – дуем на бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно.
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Язычок строит горку то высокую, то низкую
: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается.
5. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Дети внимательно слушают, получают эмоциональный настрой на деятельность.

 

Ведут диалог с воспитателем.

Дети выполнят упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Дети повторяют за воспитателем артикуляционную гимнастику,  учатся правильно выполнять языковые упражнения.

Дети демонстрируют заинтересованность, проявляют интерес.

Охотно вступают в контакт

с воспитателем и сверстниками.

Умеют управлять органами артикуляции, выполняют упражнения по образцу.

Выполняют двигательные упражнения с опорой на зрительный и слуховой анализатор.

Основная часть

 

 -Вот мы с вами и размяли наш язычок, теперь я уверена, что мы построим самую большую горку из снега. Хотите попробовать?

- Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится

Начинаем:

- ЗИМА, какая? (Снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная).

- СНЕГ, какой? (Пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый).

- НАСТРОЕНИЕ, какое? (Веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое).

- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

-  А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатиться с горы.

Я с горы спущусь во весь дух. А ты…?

(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)

- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

- Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:

Мчусь, как ветер, на санях

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)

-  Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.

(Воспитатель обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)

- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.

- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.

- Морозный день, радостное настроение, зимние забавы, дети упали с санок.

- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались.

Мне кажется, пришло время немного отдохнуть и поиграть в зимнюю игру «Снежки».

Пальчиковая гимнастика "Снежок"

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

- Дети, зима - чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину.

Демонстрирую картину «Зимние забавы».

-Какое время года изображено на картине?

-обратите внимание на природу, какой день, погода?

-Кого мы видим на картине?

-Как еще можно назвать их?

-Как одеты дети?

-Куда пришли дети?

-Что изображено на переднем плане картины?

-Что делают дети?

-Какое у детей настроение?

-Как вы думаете, а почему они смеются?

-А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?

-Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?

-Если подойти ближе, что можно услышать?

-Что изображено на заднем плане, вдалеке?

-Что делают дети?

-Как бы вы назвали картину?

-  Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.

- Для того чтобы  рассказ получился интересным, не забудьте:

- в начале, рассказать о том, какой был день…

- в середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…

- в конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…

- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ? (Заслушиваются 2-3 рассказа.)

Дети вовлечены в игровую деятельность, проявляют речевую активность.

Активно отвечают на вопросы.

Рассматривают картины.

Дети вовлекаются в разговор, отвечают на вопросы, договаривают фразы.

Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками при проведении физминутки.

Внимательно слушают,

выполняют движения.

Рассматривают картину.

Проявляют положительные эмоции.

Дети  совместно с педагогом и сверстниками решают поставленную задачу.

Вовлечены в совместную деятельность, проявляют речевую активность.

Эмоционально откликаются  на возникшую ситуацию.

Взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, через игровые ситуации.

Дети активно  высказывают своё мнение на заданную тему.

Умеют отвечать на вопросы воспитателя с опорой на жизненный опыт.

Воспринимают слова воспитателя.

Умеют воспринимать информацию в ходе взаимодействия.

Используют речь взрослого как источник информации при выполнении действий.

Дети отдохнули и готовы к следующему заданию.

Строят   простые  предложения по опорным вопросам.

Дети демонстрируют навыки построения связного высказывания с опорой на наглядность.

Дети умеют рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя

Заключительная часть

-Ребята, вам понравилась картина, которую мы с вами сего рассматривали? 

-Как называлась картина?

- Я предлагаю еще раз вспомнить зимние забавы, изображенные на нашей картине.

-Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы.

- Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.

Рассматривают знакомую картину,  отвечают на вопросы.

Слушают.

Выражают свои мысли и чувства от разных видов деятельности.

Участвуют в диалоге. Эмоционально реагируют в ситуации обсуждения.

Дети откликаются на просьбу воспитателя.

Обсуждают, про что будут рассказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Профессии»

Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.Задачи:Образовательные: закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия». Совершенствоват...

конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе по развитие речи с использованием информационной технологии Тема: «Транспорт»

Цель: формировать и закреплять словарный запас по теме «Транспорт»Задачи:Образовательные: учить слушать, отвечать на вопросы в процессе рассматривания игрушек транспорт средств; активизиро...

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) в старшей группе по РАЗВИТИЮ РЕЧИ на тему: «Путешествие на остров»

ЦЕЛЬ Закрепить правильное произношение звуков. Обогатить словарь. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков, закреплять умение определять позиции звука в слове...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»Задачи:Развивать диалогическую форму речи, через составле...

Конспект ООД О.О. Развитие речи по теме: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

09.03.2023О.О. Речевое развитие.Тема: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности.Задачи: Гр...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе по развитию речи на тему: «Приключения Незнайки».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе по развитию речи на тему: «Приключения Незнайки». Интеграция образовательных областей:"Социал...

Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам»

В данном конспекте занятия дети демонстрируют свои знания по знакомым сказкам. Таким образом, закрепляют прошедший материал по развитию речи....