КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) в старшей группе по РАЗВИТИЮ РЕЧИ на тему: Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ЦЕЛЬ формирование умений составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, с опорой на наглядность и вопросы воспитателя. |
ЗАДАЧИ Воспитательные: Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками и воспитателем через игровые ситуации. Развивающие: Развивать речевую активность через игровые действия; Побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций с помощью педагога; Развивать артикуляционную моторику детей посредством артикуляционной гимнастики; Отрабатывать первоначальные умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта с опорой на указания и вопросы педагога. Обучающие: Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя. Расширять словарный запас путем введения и активизации новых слов. Формировать навыки построения связного высказывания с опорой на вопросы воспитателя. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_razvitie_rechi_shimova_d.v._244-z.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема (проект, событие): Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы»
Возрастная группа: старшая группа (дети 5 – 6 лет)
Форма НОД: тематическая
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая
Программно-методический комплект: В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» - Мозаика- Синтез, 2015
Средства:
Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрации с изображением картин
Наглядные: рассматривание картин: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»
Мультимедийные
литературные загадки о зиме; четверостишие Саши Черного.
музыкальные
Словарная работа: активизировать и ввести в словарь – суровая, вьюжная, искристый, шаловливое, стремительно, вихрем, лихо.
ЦЕЛЬ формирование умений составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, с опорой на наглядность и вопросы воспитателя. | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы | |||
ЗАДАЧИ Воспитательные: Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками и воспитателем через игровые ситуации. Развивающие: Развивать речевую активность через игровые действия; Побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций с помощью педагога; Развивать артикуляционную моторику детей посредством артикуляционной гимнастики; Отрабатывать первоначальные умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта с опорой на указания и вопросы педагога. Обучающие: Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя. Расширять словарный запас путем введения и активизации новых слов. Формировать навыки построения связного высказывания с опорой на вопросы воспитателя. | ||||
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат | |
Вводная часть | Воспитатель: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках покатила. - Ребята о чем эта загадка? (о зиме) - Кто из вас любит зиму? - Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков). - Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов. - Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. -Посмотрим, насколько высокая горка получится? -Но прежде чем взяться за дело, надо нам с вами согреться, а раз мы будем строить нашу горку из слов, будем разминать наш рот. - Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить. 1.Подуй на снежок – дуем на бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами). | Дети внимательно слушают, получают эмоциональный настрой на деятельность.
Ведут диалог с воспитателем. Дети выполнят упражнения на развитие артикуляционной моторики. Дети повторяют за воспитателем артикуляционную гимнастику, учатся правильно выполнять языковые упражнения. | Дети демонстрируют заинтересованность, проявляют интерес. Охотно вступают в контакт с воспитателем и сверстниками. Умеют управлять органами артикуляции, выполняют упражнения по образцу. Выполняют двигательные упражнения с опорой на зрительный и слуховой анализатор. | |
Основная часть
| -Вот мы с вами и размяли наш язычок, теперь я уверена, что мы построим самую большую горку из снега. Хотите попробовать? - Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем: - ЗИМА, какая? (Снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная). - СНЕГ, какой? (Пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый). - НАСТРОЕНИЕ, какое? (Веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое). - Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. - А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатиться с горы. Я с горы спущусь во весь дух. А ты…? (Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.) - Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались. - Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие: Мчусь, как ветер, на санях Вдоль лесной опушки. Рукавицы на руках, Шапка на макушке. (Саша Черный) - Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы») - Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться. - Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь. - Морозный день, радостное настроение, зимние забавы, дети упали с санок. - Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались. Мне кажется, пришло время немного отдохнуть и поиграть в зимнюю игру «Снежки». Пальчиковая гимнастика "Снежок" Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого.) Мы с тобой снежок слепили («Лепить, меняя положение ладоней.) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.) И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.) Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».) Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.) И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.) - Дети, зима - чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние забавы». -Какое время года изображено на картине? -обратите внимание на природу, какой день, погода? -Кого мы видим на картине? -Как еще можно назвать их? -Как одеты дети? -Куда пришли дети? -Что изображено на переднем плане картины? -Что делают дети? -Какое у детей настроение? -Как вы думаете, а почему они смеются? -А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки? -Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются? -Если подойти ближе, что можно услышать? -Что изображено на заднем плане, вдалеке? -Что делают дети? -Как бы вы назвали картину? - Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. - Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте: - в начале, рассказать о том, какой был день… - в середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило… - в конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили… - Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ? (Заслушиваются 2-3 рассказа.) | Дети вовлечены в игровую деятельность, проявляют речевую активность. Активно отвечают на вопросы. Рассматривают картины. Дети вовлекаются в разговор, отвечают на вопросы, договаривают фразы. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками при проведении физминутки. Внимательно слушают, выполняют движения. Рассматривают картину. Проявляют положительные эмоции. Дети совместно с педагогом и сверстниками решают поставленную задачу. Вовлечены в совместную деятельность, проявляют речевую активность. | Эмоционально откликаются на возникшую ситуацию. Взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, через игровые ситуации. Дети активно высказывают своё мнение на заданную тему. Умеют отвечать на вопросы воспитателя с опорой на жизненный опыт. Воспринимают слова воспитателя. Умеют воспринимать информацию в ходе взаимодействия. Используют речь взрослого как источник информации при выполнении действий. Дети отдохнули и готовы к следующему заданию. Строят простые предложения по опорным вопросам. Дети демонстрируют навыки построения связного высказывания с опорой на наглядность. Дети умеют рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя | |
Заключительная часть | -Ребята, вам понравилась картина, которую мы с вами сего рассматривали? -Как называлась картина? - Я предлагаю еще раз вспомнить зимние забавы, изображенные на нашей картине. -Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. - Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам. | Рассматривают знакомую картину, отвечают на вопросы. Слушают. | Выражают свои мысли и чувства от разных видов деятельности. Участвуют в диалоге. Эмоционально реагируют в ситуации обсуждения. Дети откликаются на просьбу воспитателя. Обсуждают, про что будут рассказывать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Профессии»
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.Задачи:Образовательные: закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия». Совершенствоват...
конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе по развитие речи с использованием информационной технологии Тема: «Транспорт»
Цель: формировать и закреплять словарный запас по теме «Транспорт»Задачи:Образовательные: учить слушать, отвечать на вопросы в процессе рассматривания игрушек транспорт средств; активизиро...
КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) в старшей группе по РАЗВИТИЮ РЕЧИ на тему: «Путешествие на остров»
ЦЕЛЬ Закрепить правильное произношение звуков. Обогатить словарь. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков, закреплять умение определять позиции звука в слове...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»Задачи:Развивать диалогическую форму речи, через составле...
Конспект ООД О.О. Развитие речи по теме: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
09.03.2023О.О. Речевое развитие.Тема: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности.Задачи: Гр...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе по развитию речи на тему: «Приключения Незнайки».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе по развитию речи на тему: «Приключения Незнайки». Интеграция образовательных областей:"Социал...
Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам»
В данном конспекте занятия дети демонстрируют свои знания по знакомым сказкам. Таким образом, закрепляют прошедший материал по развитию речи....