Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Рыбакова Елена Владимировна
Картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе.

Тема: «Животные»

1.«Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет? » Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

2. "Кто как кричит? "

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав- гав» (собака, "Му -му" (корова). «Иго- го» (лошадь).

3. «Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы п после ее выполнения.

Оборудование: разрезные картинки «Конура» (дна вертикальны: роил, «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).

Ход. Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне? »

 

1. «Помоги маме найти своих детенышей»        

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

2.. «Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова, его детеныша (теленок, показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик) ». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

 3."Кто где спрятался? "

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка? » (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку? » Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказ от него, где игрушка, выделяя предлог голосом.

«Зоопарк»(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1.   Внешний вид;

2.   Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход.

Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…И т.д.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие в средней группе на тему «Путешествие Буратино в большой город»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области  Речевое развитие в средней группе на тему «Путешествие Буратино в большой город»...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

- Игры на развитие звуковой культуры речи- Игры на развитие грамматического строя речи- Игры на расширение и активизацию словарного запаса - Комплексы артикуляционной гимнастики - Комплексы ...

Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие»

Конспект НОД с использованием технологий речевого развития...