Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие»
учебно-методический материал
Конспект НОД с использованием технологий речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие»
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста
Название игры | Цель | Оборудование | Описание |
«Какое слово заблудилось?» | формировать умение подбирать точные по смыслу слова. | сборник стихотворений | взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова. |
«Новоселье у матрешек» | учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак. | матрешки | педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры. |
«Кто знает, пусть дальше считает». | развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. | мяч | В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до10. |
«Чем похожи и чем отличаются? » | развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. | магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница. | взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами. |
«Что это? Кто это? » | развитие мышления и речи. | 24 предметные картинки. | Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших. |
«Нарисуй и зачеркни» | развитие слухового внимания, памяти и мышления. | лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) | На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям: • Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру; • Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру; • Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру |
«Назови лишнее слово» | активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. | Оборудование не требуется | Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее» |
- Конспект НОД с использованием технологий речевого развития
Тема: «Незнайка и лекарственные растения»
Технология речевого развития: технология обучения составлению загадок, рассказы детей из опыта
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста
Цель: развивать связную речь, активизировать словарный запас, способствовать развитию мышления, памяти, воображения. Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения.
Задачи:
Образовательные:
-учить связно и последовательно излагать свои мысли;
-обогащать словарь детей прилагательными;
-формировать умение выражать и обсуждать полученные впечатления.
Развивающие:
- развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать умение правильно вести себя на природе.
Словарная работа: «лекарственные растения», «отвар», «настойка», «мази».
Оборудование: ИКТ доска, ноутбук, иллюстрации лечебных растений.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
(Одуванчик)
Стоят сестрички –
Желтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашка)
Это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.
Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболевают, уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся побольше узнать о лекарственных растениях, о том, для чего они нужны человеку.
Исследовательская деятельность:
Воспитатель: Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.
Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие – вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.
Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране.)
О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице взять рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Но почему все – таки крапива обжигает? На листья и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронуться – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.
А это что за растения? (Выставляется картинка с изображением ромашки.)
Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.
Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.
Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (Воспитатель дает ватку с запахом валерианы.) Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите, корневище, что можно о нем сказать? (Корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков.)
На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.
Кто знает это растение? (Выставляется картинка с изображением мать – и – мачехи.)
Лишь только сходит снег, появляются цветы мать – и – мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа. (Сравнивают, приходят к выводу, почему растение называется именно так.)
Воспитатель: Листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.
Физкультминутка: «Цветы».
Ранним утром на лугу /Бег на месте с высоким поднимание ног/
По сырой траве бегу,
Соберу цветы друзьям /Присесть, изобразить сбор цветов/
И по одному раздам:
Роме – ромашку, Алле – фиалку, /Изобразить раздачу цветов/
Васе – василек, синенький цветок,
Колокольчик – Коленьке,
Одуванчик - Поленьке,
Он растет в широком поле,
Подарю подарок Поле.
Воспитатель предлагает помочь Незнайке и выполнить несколько заданий c помощью интерактивной доски.
Появляется изображение с Незнайкой.
Задание первое – «Найди лишнюю картинку, объясни почему?» Появляются 4 изображения растений.
Во втором задании воспитатель предлагает отгадать по описанию, о каких лечебных растениях идет речь. После того как дети все отгадают педагог предлагает самостоятельно придумать загадку про лекарственное растение.
В третьем задании нужно помочь Незнайке выбрать ядовитые растения.
В четвертом задании педагог предлагает выполнить последнее задание «Собери букет из лекарственных растений». После того, как ребенок выполнит задание, педагог предлагает составить рассказ из личного опыта, какие лечебные растения он видел и где.
Воспитатель подводит итог занятия:
- Какие лекарственные растения вы знаете?
- Какое растение называют «зеленым бинтом»?
- Отвар листьев, какого растения лечит кашель?
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по образовательной области Речевое развитие " Умные часы"
Данная игра развивает умение выделять первый звук в слове, умение определять наличие звука в слове. Развивать умение определять количество слогов в слове. 1 вариант : Воспитатель устанавливает большую...
Дидактическая игра по образовательной области Речевое развитие " Чудо дерево"
Данная игра развивает навык звуко-слогового анализа слова. Тренирует детей в чтении слогов и лов. Учит определять количество слогов в слове, подбирать слова с данным количеством слогов. Развивает мелк...
Дидактическая игра по образовательной области Речевое развитие " Составь слово по буквам"
Данная игра развивае умение составлять слово на заданный звук, помогает научить детей самостоятельно составлять слово. Определять количество слогов в составленно слове. Развивает мелкую моторику...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
- Игры на развитие звуковой культуры речи- Игры на развитие грамматического строя речи- Игры на расширение и активизацию словарного запаса - Комплексы артикуляционной гимнастики - Комплексы ...
Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе.
Картотека дидактических игр...