«Как аукнется, так и откликнется» развитие речи в ДОУ
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Крылова Татьяна Николаевна
Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»). Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать. высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_auknitsya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конец формы

«Как аукнется, так и откликнется» развитие речи в ДОУ

Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»).

Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать. высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься. завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Мож но много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказываю!.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если мною собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Айога

В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в ипом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись. — говорит ей мать.

— Куст оборвется! отвечает Айога.

-А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

…Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

-Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену. — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они. — отвечает мать.

Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Расселилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка А йоге:

— Возьми лепешку. Мне не жалко.

Совсем разоглилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила. побелела вся от злости — так замахала, что руки у нее в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах. какая я красивая!

Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее. красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

— Ребята, посмогри ге внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога — ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога — злая, а другая девочка … (добрая). Айога — жадная, а другая девочка … (щедрая).

— О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашила много причин, чтобы не идти.)

— Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, пая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)

— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

— Кто помог матери? (Соседская девочка.)

— Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…)

— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

— А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит — и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

«Ничего, — шепнул он будто,

Посидим и в тишине!»

(Е. Благинина)

— Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).

— Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная. послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)

— Как вы думаете, когда  мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).

— Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).

-правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.

— Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».

— Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.

Лемеле хозяйничает Мама уходит,

Спешит в магазин.

-Лемеле, ты Остаешься один.

Мама сказала:

Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи.

Дрова наколоть Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова…

У Лемеле только Одна голова!

Схватил он сестренку И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно Помыл кипятком,

Четыре тарелки Разбил молотком.

Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

— Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Презентация к занятию по развитию речи «Как аукнется – так и откликнется»

Презентация к занятию по развитию речи «Как аукнется – так и откликнется»...

Технологическая карта интегрированное занятие по речевому развитию "Как аукнется, так и откликнется"

занятие по речевому развитию (приобщение к художественной литературе в процессе выразительного чтения....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Как аукнется, так и откликнется"

Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»(в обработке К. Д. Ушинского)Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать...

НОД по речи и речевому общению "Как аукнется, так и откликнется"

В занятии используется метод моделирования и сочинительства....

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Как аукнется, так и откликнется" с использованием мнемотаблицы. Составила воспитатель в...