Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста «Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Еремеева Елена Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в поготовительной группе ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста  

«Составление  рассказов по опорным картинкам о зиме».

Цель: развивать у детей связную монологическую речь.

Задачи:

  • Активизировать и расширять словарь по теме.
  • Развивать грамматически правильную фразовую речь.
  • Воспитывать умение внимательно слушать рассказчика.

Материалы:  мяч, аудиозаписи «Звуки ветра», «Звук шагов по снегу», опорные картинки (фото), игрушечный жираф,  раскраска с изображением жирафа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку, а ответ скажите мне на ушко:

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет,

                               Когда это бывает?           (зима)

Мы сегодня с вами поговорим о зиме. Вы любите зиму? Почему?

Зима не бывает без снега. У слова снег есть слова-родственники. Вспомните их. Чтобы все смогли ответить, говорит тот, на кого я посмотрю.  

Дети: снежинка, снегопад, снеговик, снегирь, снегурочка, снежная, подснежник, снежок, снегоход, снегокат.

Воспитатель:  Я вам назову зимние слова, а вы их измените, чтобы они звучали ласково. Отвечает тот, кому я брошу мяч:

зима-зимушка

снег-…

ёлка-…

снеговик-…

санки-…

лёд-…

рукавица-…

           ветер-…

сапог-…

снегирь-…

шарф-…

Молодцы, вы справились с заданием. А теперь садитесь по-турецки на ковёр. Закройте глаза. Я буду называть признаки разных времён года. А вы хлопните в ладоши, если услышите зимнюю примету:

Выпадает снег

Расцветают цветы

Желтеют листья

Метёт метель

Люди загорают и купаются

Дует ледяной ветер

Идут  частые дожди

Покрываются льдом реки и озёра

Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края

Стоят морозные студёные дни

Набухают почки на деревьях

Деревья покрыты инеем

Воспитатель:  Садитесь на свои стулья. Послушайте звуки природы, догадайтесь, что вы слышите:   (аудиозапись «Звук ветра»)

 Подберите слова о ветре.

Дети: ветер воет, дует, шумит, свистит, бушует, завывает.

Воспитатель: (Если мало слов назвали)  Я сейчас прочитаю отрывки из стихов, а вы послушайте и запомните, как поэты говорят о ветре:

Буря мчится. Снег летит.

Ветер воет и свистит

Буря страшная ревёт

                              Буря крышу с дома рвёт…     (Д. Хармс)

            …Выло, дуло, завывало

А когда пришёл рассвет.

Ветра будто не бывало

Будто не было, и нет.      (С. Козлов)

Аудиозапись «Звук шагов по снегу»

 Воспитатель:  Что вы услышали? Подберите слова.

Дети: снег скрипит, хрустит, трещит, шуршит, хрупает. 

Воспитатель: (Если мало слов назвали)  Я снова прочитаю отрывок из стихотворения, послушайте, как поэт говорит о снеге:

Снег скрипит под ногами,

Попадает в ботинки.

Осторожно шагаю

                     Я по узкой тропинке.    (В. Фёдоров)

Физкультурная минутка: «Вот студеною зимой»:

Вот студеною зимой  (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной.

И вздымает снега тучу.  (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах
(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. 
 (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. 
(Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса.   ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся   
(Ходьба)
И домой к себе вернемся. 
 (Садятся на стулья)

Воспитатель: ( берёт игрушечного жирафа) Стеснительный жираф прошептал мне: «Я никогда не видел зиму, ведь я живу в жаркой стране. Расскажите мне, что это такое зима».

Поможем жирафу?   Тогда нам надо составить рассказ, чтобы жираф и сам узнал о зиме и смог поделиться впечатлениями с друзьями из жаркой Африки. А чтобы рассказ получился интересным, воспользуемся картинками подсказками.

1. Посмотрите на первую картинку и скажите, как меняется погода с приходом зимы.

 2. Что происходит зимой с реками и озёрами?

3. Что бывает с деревьями в сильный мороз?

4. Какие птицы прилетают из леса к нам зимовать?

5. Чем питается заяц в лесу?

6. Как люди зимой одеты?

7. Что мы можем сказать об этих детях?

8. Что можно делать зимой?

Ребята, у нас получился целый рассказ. Внимательно послушайте его и запомните.

Зима – самое холодное время года. Зимой бывает  мороз, идёт снег, метут метели. Реки и озёра замерзают и покрываются льдом. В сильный мороз на деревьях  иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири. В лесу осторожные зайцы глодают кору осин и молодые веточки. Люди надевают тёплую одежду.  Все дети любят зиму. В это время года можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков.

Воспитатель: Вы можете заменить картинку и выбрать другого лесного жителя вместо зайца, и тогда рассказ у вас получится другой.

Варианты картинок, предложенные детям: 

Воспитатель: Кто хочет рассказать жирафу о зиме? Помним о правилах вежливого слушателя.

(Дети составляют рассказы)

Между рассказами можно для отдыха выполнить: Пальчиковую гимнастику «Снежинки»:

Я зиму, и снег, и снежинки люблю, (Меняем руки.)

Но где же снежинки? (Сжимаем кулачки)

В ладошке вода! (Разжимаем)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи. (Потряхивания  расслабленными ладонями.)

Воспитатель: Как мы помогли жирафу? Чей рассказ вам больше понравился? Вы сегодня все постарались, были вежливыми слушателями и интересными рассказчиками.  Жирафу так понравились рассказы, что он решил вам подарить раскраски со своим изображением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы

Активизация  и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.

Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.

Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориент...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...