Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста «Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в поготовительной группе ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста
«Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
Цель: развивать у детей связную монологическую речь.
Задачи:
- Активизировать и расширять словарь по теме.
- Развивать грамматически правильную фразовую речь.
- Воспитывать умение внимательно слушать рассказчика.
Материалы: мяч, аудиозаписи «Звуки ветра», «Звук шагов по снегу», опорные картинки (фото), игрушечный жираф, раскраска с изображением жирафа.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку, а ответ скажите мне на ушко:
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зима)
Мы сегодня с вами поговорим о зиме. Вы любите зиму? Почему?
Зима не бывает без снега. У слова снег есть слова-родственники. Вспомните их. Чтобы все смогли ответить, говорит тот, на кого я посмотрю.
Дети: снежинка, снегопад, снеговик, снегирь, снегурочка, снежная, подснежник, снежок, снегоход, снегокат.
Воспитатель: Я вам назову зимние слова, а вы их измените, чтобы они звучали ласково. Отвечает тот, кому я брошу мяч:
зима-зимушка
снег-…
ёлка-…
снеговик-…
санки-…
лёд-…
рукавица-…
ветер-…
сапог-…
снегирь-…
шарф-…
Молодцы, вы справились с заданием. А теперь садитесь по-турецки на ковёр. Закройте глаза. Я буду называть признаки разных времён года. А вы хлопните в ладоши, если услышите зимнюю примету:
Выпадает снег
Расцветают цветы
Желтеют листья
Метёт метель
Люди загорают и купаются
Дует ледяной ветер
Идут частые дожди
Покрываются льдом реки и озёра
Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края
Стоят морозные студёные дни
Набухают почки на деревьях
Деревья покрыты инеем
Воспитатель: Садитесь на свои стулья. Послушайте звуки природы, догадайтесь, что вы слышите: (аудиозапись «Звук ветра»)
Подберите слова о ветре.
Дети: ветер воет, дует, шумит, свистит, бушует, завывает.
Воспитатель: (Если мало слов назвали) Я сейчас прочитаю отрывки из стихов, а вы послушайте и запомните, как поэты говорят о ветре:
Буря мчится. Снег летит.
Ветер воет и свистит
Буря страшная ревёт
Буря крышу с дома рвёт… (Д. Хармс)
…Выло, дуло, завывало
А когда пришёл рассвет.
Ветра будто не бывало
Будто не было, и нет. (С. Козлов)
Аудиозапись «Звук шагов по снегу»
Воспитатель: Что вы услышали? Подберите слова.
Дети: снег скрипит, хрустит, трещит, шуршит, хрупает.
Воспитатель: (Если мало слов назвали) Я снова прочитаю отрывок из стихотворения, послушайте, как поэт говорит о снеге:
Снег скрипит под ногами,
Попадает в ботинки.
Осторожно шагаю
Я по узкой тропинке. (В. Фёдоров)
Физкультурная минутка: «Вот студеною зимой»:
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной.
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Садятся на стулья)
Воспитатель: ( берёт игрушечного жирафа) Стеснительный жираф прошептал мне: «Я никогда не видел зиму, ведь я живу в жаркой стране. Расскажите мне, что это такое зима».
Поможем жирафу? Тогда нам надо составить рассказ, чтобы жираф и сам узнал о зиме и смог поделиться впечатлениями с друзьями из жаркой Африки. А чтобы рассказ получился интересным, воспользуемся картинками подсказками.
1. Посмотрите на первую картинку и скажите, как меняется погода с приходом зимы.
2. Что происходит зимой с реками и озёрами?
3. Что бывает с деревьями в сильный мороз?
4. Какие птицы прилетают из леса к нам зимовать?
5. Чем питается заяц в лесу?
6. Как люди зимой одеты?
7. Что мы можем сказать об этих детях?
8. Что можно делать зимой?
Ребята, у нас получился целый рассказ. Внимательно послушайте его и запомните.
Зима – самое холодное время года. Зимой бывает мороз, идёт снег, метут метели. Реки и озёра замерзают и покрываются льдом. В сильный мороз на деревьях иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири. В лесу осторожные зайцы глодают кору осин и молодые веточки. Люди надевают тёплую одежду. Все дети любят зиму. В это время года можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков.
Воспитатель: Вы можете заменить картинку и выбрать другого лесного жителя вместо зайца, и тогда рассказ у вас получится другой.
Варианты картинок, предложенные детям:
Воспитатель: Кто хочет рассказать жирафу о зиме? Помним о правилах вежливого слушателя.
(Дети составляют рассказы)
Между рассказами можно для отдыха выполнить: Пальчиковую гимнастику «Снежинки»:
Я зиму, и снег, и снежинки люблю, (Меняем руки.)
Но где же снежинки? (Сжимаем кулачки)
В ладошке вода! (Разжимаем)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Как видно, ладошки мои горячи. (Потряхивания расслабленными ладонями.)
Воспитатель: Как мы помогли жирафу? Чей рассказ вам больше понравился? Вы сегодня все постарались, были вежливыми слушателями и интересными рассказчиками. Жирафу так понравились рассказы, что он решил вам подарить раскраски со своим изображением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".
Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы
Активизация и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.
Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.
Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориент...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»
Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...