Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.
В ходе занятия дети отгадывают цаплю в выделенных квадратах по результатам решения кроссворда. Припоминание скороговорок о цапле. Вступительное слово воспитателя о цапле по мотивам статьи А.Э.Брема "Жизнь животных". Рассматривание серой цапли на предметной картине. Беседа о цапле по предметной картинке. Лексико-грамматические упражнения. Составление плана описания цапли по аналогии. Самостоятельное описание цапли детьми по плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
составление описание цапли по опорной картине | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.
Цель: Развивать связную речь: формировать умение составлять описание цапли по опорной картине.
Задачи:
- развивать долговременную память;
- обогащать словарный запас детей: расширять умения образовывать сложные прилагательные;
- развивать связную речь: формировать умение составлять предложения со сложными прилагательными и делить их на слова;
- развивать связную речь: закреплять умение самостоятельно составлять план описания цапли по аналогии;
- развивать связную речь: формировать умение самостоятельно описывать цаплю по плану;
- воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе;
- воспитывать познавательный интерес ко всем временам года.
Материал демонстрационный: предметная картина «Цапля» (серая).
Ход занятия:
Организация начала занятия (сообщение темы занятия).
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать о какой птице сегодня пойдет речь, мы с вами попробуем разгадать кроссворд.
(предлагает детям отгадать описание цапли в выделенных квадратиках по вертикали (чтение сверху вниз) по результатам решения кроссворда)
- Перелетная птица.
- Крупная перелетная птица.
- Домашняя птица.
- Рот у птицы.
- Парные части тела у птиц.
Воспитатель: Название какой птицы у нас получилось? (Цапля.)
Основная часть.
- Припоминание, проговаривание скороговорок о цапле.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие скороговорки мы знаем о цапле. (Цапля цепко держит циркуль:
Выступает цапля в цирке!
Цаплин циркуль быстр и точен.
Ценят цаплю в цирке очень!
Цапля мокла,
Цапля сохла,
Цапля чахла,
Цапля сдохла.
Свили цапли гнездо из пакли.
С хмурого неба закапали капли.
В гнезде из пакли промокли цапли.)
- Вступительное слово воспитателя о цапле по мотивам статьи о цаплях из Артура Брема «Жизнь животных».
Воспитатель: Послушайте небольшой рассказ о цапле.
Цапли – довольно крупные перелетные птицы. Живут цапли на болотах, питаются в основном рыбой, лягушками, поедают раков, моллюсков, червей, иногда нападают на маленьких птиц, а также поедают молодых, беспомощных, беззащитных птенцов болотных птиц.
На зиму, когда болота замерзают и нечем питаться, цапли улетают в теплые края, где много различного корма.
Цапли вьют гнезда и высиживают птенцов в густом тростнике, а также на деревьях вблизи болот.
Голос у цапли очень громкий, резкий и неприятный.
Передвигаются цапли очень медленно, неловко, подолгу стоят неподвижно (чаще на одной ноге) и внимательно высматривают добычу. Заметив добычу, мгновенно вытягивают свою длинную шею, с быстротою молнии бросаются на свою жертву и заглатывают ее.
Цапли - жестокие, злобные, коварные, недружелюбные птицы даже по отношению к друг другу.
Бывают цапли разные. Но чаще всего встречается серая цапля.
(Выставляется картинка цапли.)
- Рассматривание серой цапли на предметной картинке.
Воспитатель: Посмотрите на цаплю, какая она? (У цапли маленькая головка. Очень длинный клюв. Черный хохолок на голове. Очень длинная, тонкая, изогнутая, втянутая в плечи шея. Большое овальное туловище. Большие широкие тупые крылья. Очень короткий закругленный хвост. Длинные ноги с четырьмя пальцами (три впереди и один назад). Оперение серое, черных хохолок на голове, черная спина и черные перья в верхней части крыльев.)
(Воспитатель с помощью указки акцентирует внимание детей на внешнем виде цапли.)
- Беседа о цапле по предметной картинке и по рассказу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о цапле. Вы послушали рассказ об этой птице, посмотрели как она выглядит. Попробуйте задать вопрос своим товарищам, а они попробуют ответить на него.
(Где живут цапли? Чем они питаются? Как добывают корм? Как зимуют цапли? Где вьют гнезда? Какой у цапли голос? Какой характер? Как передвигается? Где цапли высиживают птенцов? Какое у цапли оперение? Какая голова? Какой клюв? Какая шея? Какие крылья? Какой хвост? Какие ноги?)
- Подвижная игра «Цапли на болоте» - закрепление в употреблении приставочных глаголов по инструкции.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цапли на болоте». Вы все станете цаплями, я - ведущей. Я буду говорить, что должны делать цапли, а вы должны правильно выполнить инструкцию.
Воспитатель: Цапли прилетели на болото (на ковер). Подлетели к телевизору. Облетели во круг столов. Залетели на стулья. Слетели со стульев. Улетели в спальню.
(Дети выполняют действия по инструкции воспитателя.)
- Лексико-грамматические упражнения.
Воспитатель: Располагайтесь на ковре, в своем болотце, вы же цапли. Давайте ответим на вопрос какая она цапля? Назовите все слова про цаплю, какие вам придут в голову. (Перелетная, болотная, крупная, серая, длинноногая, неловкая, хитрая, жестокая, крикливая).
Воспитатель: А теперь, что делает цапля. (Ходит, летает, бросается, охотиться, нападает, стоит на одной ноге, вьет гнездо, выводит птенцов, вытягивает шею).
Воспитатель: А теперь давайте придумаем с вами новые слова. Я скажу вам два слова, а вы из него сделаете одно. Вот вам пример: у цапли широкие крылья – цапля ширококрылая.
У цапли длинный клюв – цапля длинноклювая;
У цапли длинные ноги – цапля длинноногая;
У цапли длинная шея – цапля длинношеяя;
У цапли короткий хвост – цапля короткохвостая.
Воспитатель: А теперь ребята составьте предложения с придуманными словами и посчитайте сколько слов в этом предложении. Например: длинноногая цапля ходит по болоту. В этом предложении пять слов.
(Дети по аналогии составляют предложения и считают количество слов в нем.)
(Длинношеяя цапля схватила лягушку. Длинноногая цапля довольно крупная птица. Длинноклювая цапля имеет громкий, резкий голос. Короткохвостая цапля вьет гнезда в тростнике. Ширококрылая цапля улетает в теплые края.)
- Составление плана описания цапли с опорой на мнемотаблицу.
(На мольберт вывешивается мнемотаблица со следующими графическими изображениями: внешний вид цапли (размер, строение, формы, окрас оперения), где живет, как зимует, чем питается, как добывает корм, повадки цапли.)
Воспитатель: Посмотрим на нашу таблицу-подсказку, о чем мы должны говорить, когда будем описывать цаплю.
- Самостоятельное описание цапли детьми по плану.
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет попробовать рассказать о цапле?
(Примерный рассказ ребенка о цапле по плану:
Цапля довольно крупная птица. У нее длинная шея, длинный клюв и длинные ноги. Хвостик короткий. Крылья широкие. Чаще всего встречается цапля серого цвета. Живет цапля на болоте. Зимой, когда болота замерзают, цапли улетают в теплые края, где много разного корма. Питаются они рыбой, лягушками, раками, моллюсками, червями. Могут напасть на маленьких птиц и беззащитных птенчиков. Что бы добыть себе пропитание, цапля долго и неподвижно стоит на одной ноге в воде и высматривает добычу. Заметив добычу, мгновенно вытягивает шею и хватает ее. Цапли вьют гнезда и высиживают птенцов в густом тростнике, а также на деревьях вблизи болот. Голос у цапли очень громкий, резкий и неприятный. Цапли – жестокие, злобные, недружелюбные птицы даже по отношению друг к другу.)
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Вы хорошо сегодня работали. А вам понравилось наше занятие? О ком и о чем мы с вами говорили сегодня? (Мы говорили сегодня о цапле, о том какая она, где живет, ее повадках.)
Воспитатель: Предлагаю вам прийти сегодня домой и рассказать о об этой необычной птице вашим родителям, братьями и сестрам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.
1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"
Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.
Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориент...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития Тема: «Дикие животные»
Логопедическое занятие содержит материалы по развитию связной речи детей с диагнозом ОНР....
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»
Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"
Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...