Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Ольга Алексеевна

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы с ОНР с использованием упражнений биоэнергопластики на тему: "Составление рассказов - сравнений о посуде с помощью мнемотаблицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_front_zan._podg.gr_.docx133.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

для детей подготовительной  группы с ОНР

Составила учитель-логопед Иванова О.А.

Тема:  «Составление  рассказов-сравнений о предметах посуды с помощью мнемотаблицы.»

Цель: Обучение составлению  рассказов-сравнений о различных предметах посуды с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Посуда»

Учить детей составлять рассказы-сравнения о различных предметах посуды с помощью мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение

Развивать связную речь, слуховую память.

Развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью.

Пособия и материалы: игрушка Повар, предметные картинки с изображением различных предметов посуды; предметы кукольной посуды (по количеству детей), две коробки, призовые картинки фишки, на которых нарисованы предметы посуды;, магнитно-маркерная доска, мнемотаблица.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед с детьми стоя в кругу повторяет упражнения биоэнергопластики. (Приложение1.)

   -Улыбнулись все друг другу. Сегодня мы отправимся в гости к повару на большую кухню и будем учиться составлять рассказы о различной посуде.

  1. Составление предложений.

  Логопед: Скажите, а что такое кухня? (Кухня- это помещение, в котором готовят еду)

    -Как называют человека, который готовит еду?

Посмотрите, какой повар встречает вас. Расскажите, во что он одет; что у него в руках.

(Логопед показывает детям игрушечного человечка-Повара)

     -Повару известно, что вы много знаете о посуде. Он хочет устроить для вас проверку. Сейчас мы поделимся на две команды, а вы придумайте название своей команды и выберите капитана своей команды.

    Каждый участник команды должен постараться. За правильные ответы Повар будет выдавать вам картонные фишки-предметы посуды. В конце занятия мы подсчитаем, сколько фишек наберёт каждая команда.

      (На двух маленьких столах разложены предметы кукольной посуды и другие предметы ( игрушки, школьные принадлежности, инструменты и т.д.). Предметы на столах накрыты большим платком.)

  Логопед: Каждому капитану нужно будет рассмотреть и назвать предметы, которые находятся на столе. (дети отвечают)

По моему сигналу каждый из вас возьмёт коробку и положит в неё только предметы посуды. Тот, кто первый закончит, должен поставить коробку на стол и сказать : «Готов!»

    Участнику обеих команд по очереди должны будут достать по одному предмету из коробки, назвать эти предметы и объяснить, для чего они нудны повару на кухне. Например: «Это кастрюля. В кастрюле повар может приготовить суп или сварить компот» Участник второй команды тоже достаёт из своей коробки предмет и рассказывает о нем: «Это чайник. В чайнике повар на кухне может вскипятить воду»

За каждый правильный ответ логопед выдает по одной фишке.

3.Составление предложений о посуде по вопросам и предметным картинкам.

(За каждый правильный ответ получают фишку.)

Логопед: Рассмотрите внимательно картинки и ответьте на мои вопросы.

- Как назвать все предметы на этих картинках одним словом? ( Посуда)

Как называют посуду, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)

-Как называют посуду, которую ставят на стол? (Столовая посуда)

-Как называют предметы посуды, которая нужна для приготовления и подачи чая? (Чайная посуда)

-Как называют предметы посуды, которая нужна для приготовления и подачи кофе? (Кофейная посуда)

-Из каких материалов делают посуду? (Металл, глина, пластмасса, стекло)

-У каких предметов посуды есть ручка, ручки? (У кастрюли, чашки, чайника…)

-Каких предметов посуды есть носик? ( У чайника, кофейника)

-У каких предметов посуды есть крышка? ( У кастрюли, чайника, сковороды..)

Логопед следит за тем, чтобы дети давали полные ответы (предложениями).

4.Физкультминутка. Игра на внимание.

«Ваза, тарелка, чашка»

Логопед вразнобой называет предметы посуды, дети выполняют соответствующие движения: на слово ваза-поднимают руки вверх, на слово тарелка- разводят руки в стороны, на слово чашка- приседают и обхватывают себя руками.

 5.Составление рассказов-сравнений о предметах посуды с помощью мнемотаблицы.

 Логопед выставляет перед детьми две коробки с предметами посуды.

Логопед: Настало время для последнего задания. Участники каждой команды по очереди должны подойти к своей коробке и достать по одному предмету посуды. После этого нужно составить рассказ-сравнение об этих предметах.

 В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому сначала посмотрите на опорный план рассказа о предметах посуды.

Ребёнок 1. Это Чашка.

Ребёнок 2. А у меня кастрюля.

Р 1. Чашка-это чайная посуда.

Р 2: А кастрюля – кухонная посуда.

Р 1. Чашка белаяю        

Р 2. Кастрюля синяя.

Р 1.Чашка сделана из фарфора.

Р 2:А кастрюля сделана из металла.

Р 1: У чашки есть тонкие стенки, донышко и ручка.

Р 2: У кастрюли толстые стенки, дно, две ручки и крышка.

….

Логопед: Молодцы. Интересные рассказы у вас получились. Каждый получает по фишке. А теперь пора подсчитать фишки. Кто же выиграл?

6.Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились.

- Какое задание вам  понравилось?

- Какое задание было сложным?

Игрушка Повар награждает победителей и прощается.

Приложение 1.

 

 

 

Упражнения биоэнергопластики.

Оба упражнения выполняются одновременно (артикуляционная гимнастика проводится параллельно с движениями кистей обеих рук) и синхронно повторяются без перерыва под счет 5-7 раз.

Упражнения

Описание упражнений

1 пара

Упражнение для нижней челюсти «Окошко»  

Исходное положение (И.п.). Голова прямо, язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние передние зубы, губы сомкнуты .На счет «один» – широко открыть рот. На счет «два» - зафиксировать это положение. На счет «три» - закрыть рот  

Упражнение для кистей обеих рук «Птенчики в гнезде»  

И.п. Руки согнуть в локтях, пальцы выпрямить и прижать друг другу, ладони повернуть вниз На счет «один» - большой палец опустить вниз, четыре прижатых друг к другу пальца поднять вверх (птенчики открывают «клювы»). На счет «два» - зафиксировать это положение. На счет «три» - вернуть пальцы в исходное положение.

2 пара

Упражнение для мышц губ «Веселые птенчики»

И.п. Голова прямо, зубы сомкнуты, губы в спокойном состоянии. На счет «один» - округленные губы вытянуть вперед («клювики») На счет «два» - растянуть губы-«клювики» в улыбку (зубы не показывать). На счет «три» - вернуться в и.п.

Упражнение для кистей рук «Посидели – улетели» (сначала – для кисти ведущей руки, затем для кистей обеих рук)

И.п. Руки согнуть в локтях, кисти рук с прямыми пальцами пред собой. На счет «один» - пальцы сложить в щепотки («клювики») На счет «два» - прямые пальцы врозь. На счет «три» - вернуть пальцы в и.п.

3 пара

Упражнение для губ «Почешем наши губки»

И.п. На счет «один» нижние передние зубы касаются верхней губы и слегка «почесывают» ее. На счет «два» верхние передние зубы касаются и слегка «почесывают» нижнюю губу

Упражнение для кистей рук «Почешем ладошки»

И.п. На счёт «один»: кисти рук с прямыми пальцами перед собой ладонью вверх. Большой палец неподвижен, остальными пальцами слегка «почесывать» ладонь. На счет «два» то же движение, но ладонь смотрит вниз.

4 пара

Упражнение для мышц языка «Хамелеон»

И.п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счет «один»: поднять язык за верхние передние зубы (хамелеон «ловит» муху). На счет «два» - вернуться в и.п.

Упражнение для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала – для кисти ведущей руки, затем для кистей обеих рук)

На счет «один»: кисти рук с прямыми и прижатыми друг другу пальцами поднять вверх. На счет «два»: кисти рук с прямыми и прижатыми друг другу пальцами опустить вниз.

 5 пара

Упражнение для мышц языка «Футбол»

И.п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счет «один»напряженным «острым» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки («забить гол»). На счет «два» - правой щеки. Следить

Упражнение для кистей рук «Зрители» (сначала – для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук)

И.п. Пальцы в кулаки, указательные пальцы поднять вверх. Двигать указательными пальцами из стороны в сторону («зрители наблюдают за игрой») синхронно с языком.

6 пара

Упражнение для мышц языка «Кто дальше»

И.п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счет «один»: высунуть язык как можно дальше изо рта. На счет «два» - вернуться в и.п.

Упражнение для кистей рук «Пальчики гуляют и прячется в домик»

И.п. Пальцы собраны в кулаки. На счет «один»: распрямить и напрячь пальцы (ладони параллельны полу, пальцы вместе). На счет «два» - вернуться в и.п.

7 пара

Упражнения для мышц языка «Часики»

И.п. Губы в улыбке. Рот полуоткрыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счет «один»: коснуться кончиком языка левого уголка губ. На счет «два» - правого. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась при выполнении упражнения.

Упражнения для кистей рук «Указали движения» (сначала – для кисти ведущей руки затем для кистей обеих рук)

И.п. Пальцы вместе, ладони параллельны полу. На счет «один»: повернуть ладони налево. На счет»два» - направо («указатели движения»).

8 пара

Упражнение для мышц языка «Лошадка»

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Щелкать языком – «цокать, как лошадки». Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение для кистей обеих рук «Щелчки»

Большими и безымянными напряженными пальцами рук производить «щелчки».

9 пара

Упражнение для мышц языка «Оближем верхнюю губку»

И.п. Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Облизывать широким языком верхнюю губу, делая движения от одного угла губ слева направо и справа налево. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение для кистей обеих рук «Повороты»

Ладони с прямыми пальцами, поднятыми вверх, развернуть от себя. Выполнять синхронные повороты пальцев обеих рук в левые и правые стороны.

10 пара

Упражнение для мышц языка «Оближем нижнюю губку»

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Облизать широким языком нижнюю губу, делая движения от одного угла губ слева направо и справа налево. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.  

Упражнение для кистей обеих рук «Повороты»

Ладони с прямыми пальцами развернуть от себя и опустить вниз. Выполнять синхронные повороты пальцев обеих рук в левую и правые стороны.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Конспект занятия рекомендован для детей имеющим нарушение слоговой структуры слова...

Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].

Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет на тему "Путешествие в Космос"

12 апреля отмечается всемирный день авиации и космонавтики....

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня. Лексическая тема "Весна"

Предложенное занятие направленно на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи....