Пересказ рассказа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_raskaza_osen_pg.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Цель:

Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

2. Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

3. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Методические формы и приемы:

Моделирование, составление целого из частей (синтез, чтение, беседа; рассматривание предметных картинок по теме; лексико-грамматические упражнения.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением грибов и ягод; магнитные картинки (разрезные),наборное полотно; магнитная доска.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о осени.

Знакомство с творчеством писателя.

Наблюдение в природе.

Дидактические игры «Времена года».

Хороводные игры «Здравствуй осень», «Огород».

Ход занятия.

1. Организационный момент :

Воспитатель: Осень нам прислала волшебную шкатулку.

А сама она заблудилась в болотах, и просит нас о помощи. Поможем ей?

Нужно выполнить ряд заданий, чтоб она нашла дорогу к нам в детский сад. За каждое правильно выполненное задание осень будет присылать по листочку.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Предлагается послушать детям цепочки слов и определить лишнее слово, отвечать развернутым предложением.

• Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

• Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

• Клюква, земляника, брусника, волчья ягода.

(Дети садятся)

Давайте с вами, чтоб не отвлекаться воспользуемся волшебной шкатулкой и положим в нее ваше внимание и интерес, а потом узнаем, что же получится из вашего внимания в волшебной шкатулке.

2. Подготовка к восприятию текста.

Вот и второе задание «Отгадайте - ка загадки и найдите все отгадки»

Выстраивание графического плана рассказа.

Предлагаем детям отгадать загадки, найти схематическое изображение отгадок и поместить на доску.

• Приходит по луже, уходит по стуже. (осень)

• По небу плывет, дождик несет. (облако)

• Муха охнула сперва:

«Ах какие кружева!

Я попала в кружева - и пропала голова». (паутина)

• Кто шляпу на ногу надевает? (гриб)

• Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, вот теперь я спелая (ягода).

3. Следующее задание. Чтение рассказа.

Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.

Внимательно послушайте рассказ И. Соколова – Микитова «Осень» (в сокращении)

После лета наступила золотая осень.

По высокому небу бегут облака.

В погожие теплые дни летает над землей липкая паутина.

По опушкам лесов еще растут грибы: подосиновики, сыроежки, опята и рыжики. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.

На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух!

4. Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

• Какое время года наступает после лета? (После лета наступает золотая осень).

• По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака).

• Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие теплые дни над землей летает липкая паутина).

• Какие грибы растут по опушкам лесов? ( По опушкам лесов растут грибы: подосиновики, сыроежки, грузди и рыжики).

• Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины).

• Что рассыпано по кочкам в болотах? (По кочкам в болотах рассыпана румяная клюква).

Мы немного отдохнем, осень выручать пойдем

Физминутка.

По болоту мы идем,

Клюкву собираем,

Скачет к нам зайчишка

В сером армячишке

Прыг – скок, прыг –скок

Ускакал от нас дружок

По болоту мы идем

Клюкву собираем

Может осень повстречаем.

Что – то рыжее мелькнуло под кустом

Это рыжая лисичка помахала нам хвостом.

По болоту мы шагали

Клюквы много мы набрали

А вот осень золотую так не повстречали.

.

5. Следующее задание. Лексико – грамматические упражнения.

1. Упражнение «Подбери признак.» Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.

• Осень (какая) (Золотая, поздняя, дождливая, серая).

• А в рассказе какая осень? (Золотая)

• Небо, какое? (Прозрачное, высокое, голубое, серое, пасмурное, дождливое).

• А в рассказе небо, какое (Прозрачное, высокое).

• Клюква, какая? (Румяная, кислая, красная, вкусная, полезная).

• А в рассказе клюква, какая? (Румяная).

2. Упражнение «Почему?»

Развитие воображения, логического мышления.

Выставляются на наборное полотно грибы и ягоды.

Вопрос: Назовите грибы и ягоды? Почему их так называют?

• Подосиновик – растет под осинами.

• Сыроежки – можно есть сырыми.

• Грузди – грибы большие, грузные.

• Рыжики – оранжевого цвета, очень ароматные.

• Гроздья рябины – много ягод на одной ветке.

• Румяная клюква – ягода красная, алая, как щеки на морозе.

6. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

7. Пересказ рассказа с опорой на графический план.

Развитие связной речи.

Рассказ осуществляется детьми парами и индивидуально, можно попробовать по цепочке. (4-6 детей)

8. Итог занятия «Хоровод – Осень».

1. Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла

Осень :

Принесла я вам муки

Значит, будут пирожки

Принесла вам гречки

Каша будет в печке

Принесла вам овощей

И для супа и для щей

Рады вы ли грушам

На зиму засушим

2. Ты и яблок, ты и хлеба

Ты и меду принесла

А подарочков собою

Ты нам осень припасла?

О :Припасла, припасла!

А сейчас посмотрим, что же получилось в шкатулке из нашего внимания и интереса (подарки от осени в виде ягод, грибов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект ОД по пересказу. «Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»

laquo;Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Храбрая курица» М. Зощенко»

Пересказ рассказа «Храбрая курица» М. Зощенко»...