Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Гаврилова Любовь Сергеевна

«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»

В. А. Сухомлинский

Содержание деятельности Сроки (начало - окончание) Форма представления результата

1. Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

Изучение теоретических основ по организации условий формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (

2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

Актуальность опыта:

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в бытуСовместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра - это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Целевая линия:

Цель представленного педагогического опыта заключается в формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога средствами сюжетно-ролевой игры :

на бытовые сюжеты : в «дом»«семь»«праздники»«дни рождения».

на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа ;

на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач;

«Режиссерские», в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Исходя из цели, определяются задачи:

1. Воспитание желания и умения совместно играть

2. Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища)

3. Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:

• необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;

• педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

• предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольникакак:

Самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружаего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.

Во-вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (работа в рамках самообразования, через работу с родителями.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущие ключевые идеи:

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества;

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы;

В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка;

Сюжетно-ролевая игра учит поведению в различных ситуациях и создает условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...