Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, период формирования связной речи.
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».
Речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Особое место по развитию связной речи отводится в трудах педагогов дидактическим играм.
Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными.
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Дидактические игры формируют речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, развивается правильное звукопроизношение, развивается связная речь, способствующая правильному выражению своих мыслей.
Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Для речевого развития детей использовались следующие виды дидактических игр: настольно ‐ печатные и словесные.
Словесные дидактические игры
Игра «Дополни предложение»
Цель: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры: Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: Мама купила… (книжки, тетради, портфель, конфеты, мороженое и т.д.)
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Стоят, вазе, цветы, в.
3. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
4. Любит, и, малину, медвежонок, мед.
«Кого я вижу, что я вижу»
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.
Ход игры: Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу …стол» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу стол, доску» - и бросает мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которые можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
«Если бы...»
Цель: развивать у детей связную речь, воображение,
Ход игры
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
«Нарисуй сказку»
Цель: формирование умений распределять картинки в нужной последовательности, определять недостающие и пересказывать сказку по картинкам.
Ход игры: детям читают текст сказки и предлагают ее «записать» с помощью рисунков. Предлагается несколько рисунков к эпизодам сказки, одного или двух рисунков к эпизодам нет, дети выясняют каких именно не достает, рисуют рисунок к эпизоду и рассказывают сказку.
«Опиши предмет» (по схеме)
Цель: Развивать связную речь; умение описывать предмет (составлять описательный рассказ), опираясь на опорные схемы.
Ход игры: Ребенку выдается карточка, на которой изображен предмет и опорные схемы, по которым он составляет связный, описательный рассказ.
1. Что это?
2. Из чего?
3. Какой формы (качества)?
4. Зачем?
"Составь рассказ по картинкам" («Истории в картинках»)
Цель: развивать связную монологическую речь у детей, учить составлять связный рассказ по серии картинок, упражнять в правильном подборе слов; закреплять умение строить предложения по картинке, объединяя их целостно.
Ход игры: педагог помещает перед ребенком четыре карточки. Ребенок должен расположить их в хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный текст.
Вариант 2 «Какая картинка не нужна?»
Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной
последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок
должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Вариант 3 «Составь два рассказа»
Ход игры: Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Найди по описанию» («Послушай слова и подбери картинку»)
Цель: расширить словарный запас детей, находить предмет по его наиболее характерным признакам; учить детей описывать предмет, не называя его.
Ход игры:
Вариант1. Ребенок внимательно слушает 3 слова и находит среди всех картинок ту, которая подходит по описанию.
Вариант2. Детям раздаются картинки. Педагог говорит одно слово из трёх, которые написаны на карточке. Ребёнок, у которого эта картинка вспоминает и говорит остальные 2 слова. Если кто-то из детей ему помогает, то карточка отдаётся ему. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Выводы:
Дидактические игры для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
"Игра-драматизация как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР."
Презентация...
"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.
Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....
ВКР "Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"
В экспериментальной работе рассмотрен возраст 4-5 лет, проведен эксперимент на средней группе....
Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...
Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...