Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи на тему

Володько Раиса Николаевна

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий дидактических игр, направленных на формирование средств речевой выразительности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Дидактическая игра, как средство формирования,    

   выразительности речи детей дошкольного возраста.

Важным атрибутом  человека является его речь, которая отличается логической ясностью, интонационной и эмоционально – образной выразительностью, четкостью дикции. Под выразительностью речи будем понимать – владение средствами речевой выразительности, которое предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и разнообразными интонациями (Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи обучения родному языку дошкольников).

В исследованиях отечественных ученых детской речи отмечается, что выразительность речи дошкольников часто носит импульсивный характер, она еще не осознана детьми. Появляющиеся в речи  интонации являются их непосредственной реакцией  на полученные впечатления от окружающей действительности, но когда непроизвольная выразительность  снижается, то речь детей становится маловыразительной.  В дошкольном возрасте ребенок должен не только овладеть выразительностью речи, но и уметь активно пользоваться ею в разных обстоятельствах. Это будет являться важным условием своевременного речевого,  интеллектуального и  художественного развития.

Рассматривая проблему выразительности детской речи, было установлено,  что нет  методических разработок, при помощи которых воспитатели смогли бы вести работу по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста и нет методики диагностики основных средств выразительности таких как: высота и сила голоса, некоторые интонации, темп речи.

Формировать выразительность речи возможно при помощи таких средств как:  пример взрослых, специальные упражнения, художественную литературу, дидактические игры, театрализованную деятельность, драматизацию. Как показывает практика  наиболее доступным средством являются  дидактические игры. Данный вид игры способствует развитию речевого дыхания, слухового внимания и восприятия, дикции. Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет их в правильном произношении звуков и слов. Ребята учатся изменять темп речи в зависимости от игрового задания, а также регулировать высоту и силу своего голоса.

Для выявления сформированности средств речевой выразительности таких как: высоты и силы голоса, темпа речи и некоторых интонаций, мною была разработана методика диагностики речевой выразительности. В нее вошли 4 игровых задания.

Методика диагностики речевой выразительности.

Цель первого задания – выявить у детей умение регулировать силу голоса. Дидактическое задание «Далеко – близко», в ходе которого ребята определяли местонахождение игрушки – собаки и произносили звукосочетание «гав – гав - гав» громко – близко,  тихо – далеко.

Цель второго задания –  выявить у детей умение изменять темп речи. Дидактическое задание «Дождик». Ребята произносили звукосочетание «кап – кап – кап» быстро – мелкий дождик и медленно – крупный дождик.

Цель третьего задания – выявить у детей умение регулировать высоту голоса. Дидактическое задание «Коза и козлята», в ходе которого ребята произносили звукосочетание «ме – ме – ме», как коза – низким голосом и как козлята – высоким голосом.

Цель четвертого задания – выявить у детей умение произносить слова с разной интонацией:  радостной, сердитой, ласковой. Дидактическое задание «Злюка», в котором необходимо было произнести словосочетания «Мой котик» с заданной интонацией (ласково, сердито, вопросительно).

Данные задания предлагаем проводить с детьми индивидуально в вечерний промежуток  времени. Анализировать полученные данные следует по критериям, которые раскрыты в уровнях: 1) умение регулировать силу голоса, в зависимости от удаления объекта; 2)  умение изменять темп речи, во время передачи движения определенного объекта; 3) умение регулировать высоту голоса, в зависимости от изображаемого объекта; 4) умение передавать заданную интонацию (восклицательную, ласковую, сердитую), при передаче своего отношения к объекту.

Для количественного анализа необходимо использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Низкий уровень (о баллов): ребенок молчит, демонстрирует непонимание или отвечает, но неправильно;  не владеет умением использовать диагностируемые средства выразительности: высоту или силу голоса, темп речи или интонации.

Уровень ниже среднего (1 балл): ребенок выполняет задание не полностью, с ошибками; отвечает по наводящим вопросам и уточнениям педагога, недостаточно четко произносит и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

Средний уровень (2 балла): ребенок выполняет задание не полностью, с некоторой помощью воспитателя, достаточно четко произносит и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

Выше среднего уровень (3 балла): выполняет задание самостоятельно; допускает незначительные ошибки; говорит отчетливо и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

Высокий уровень(4 балла): ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно, говорит отчетливо и регулирует:  высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

В конце каждого задания определяют уровень развития средства речевой выразительности у диагностируемого ребенка: 0 – 1 – низкий уровень,  1 – 2  – ниже среднего уровень, 2 – 3  – средний уровень, 3 – 4 – выше среднего уровень, 4 – 5 – высокий уровень.  

Методика формирования средств речевой выразительности.

Для формирования средств речевой выразительности предлагаю использовать по одной игре для каждого средства выразительности и на их основе разработать серии, состоящие из 6 вариантов игр. Формировать выразительность речи необходимо в четыре этапа.

На первом этапе использована дидактическая игра «Эхо», из сборника В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми» и разработанная на ее основе серия из 6 игр с целю – формировать у детей умение регулировать силу голоса.  В ходе первой игры дети будут учиться регулировать силу голоса при повторении гласных звуков вслед за воспитателем.  Во второй игре измениться содержание: дети будут повторять вслед за воспитателем не звуки, а слова. В третьей игре изменятся правила:  на ведущую роль будет выбран ребенок, который  должен произнести слово с указанной силой голоса, а остальные ребята произнести его с противоположной силой голоса. В ходе четвертой игры изменятся цель, правила, содержание и наглядный материал. Работа будет  направлена на формирование умения регулировать силу голоса при звукоподражании, в зависимости от удаления объекта. В пятой игре на ведущую роль необходимо выбрать ребенка, который самостоятельно будет действовать с игрушкой, регулируя силу своего голоса, а остальные ребята должны за ним повторять.  В шестой игре изменятся правила, содержание, действия и наглядный материал.  Дети, построившись в две колонны, будут регулировать силу голоса, в зависимости от поднятого вверх флажка.

На втором этапе использована дидактическая игра «Маленькие ножки бежали по дорожке», из сборника В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми»,с целью – формировать у детей умение изменять темп речи. Цель первой игры – научить детей изменять темп речи, при проговаривании звукосочетаний, вслед за воспитателем. В ходе второй игры будут изменены правила: проговаривая стихотворение, дети будут выполнять движение ногами. В третьей игре изменятся действия: дети должны выполнять движения руками. В четвертой игре изменятся содержание и действия: дети совместно с воспитателем, меняя темп речи, будут двигаться по групповой комнате, изображая разные ножки. В пятой игре изменения будут внесены в правила, содержание и действия. На ведущую роль необходимо выбирать по очереди детей, которые изменяя темп своей речи, будут изображать разные ножки. Остальные ребята должны отгадать и изобразить движением, загаданные сверстником ножки. В шестой игре изменения заключаются в том, что один ребенок загадывает движением ножки, а остальные, изменяя  темп своей речи, должны отгадать и изобразить.        

На третьем этапе использована дидактическая игра «Узнай, кто в домике живет?», из сборника А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», с целью – умения регулировать высоту голоса. В ходе первой игры работа будет направлена на обучение детей, регулировать высоту голоса при звукоподражании. Во второй игре изменится наглядный материал и правила: взрослый изобразит голосом детенышей, а ребята –  взрослого животного. В третьей игре изменятся правила. Взрослый будет изображать голосом взрослое животное, а дети – его детеныша. В ходе четвертой игры воспитатель будет использовать маски – шапочки. Изменятся правила и содержание игры: на ведущую роль воспитатель будет выбирать по одному ребенку, который самостоятельно голосом изобразить взрослое животное, а остальные ребята его детенышей. В пятой игре изменения внесем в правила: выбранный ребенок будет изображать детеныша, а остальные – взрослое животное. В шестой игре изменится содержание, действие и наглядный материал. Дети расположатся в своих «домиках» (обручах) изображая животных, а педагог исполнит роль хозяйки.

На четвертом этапе  использована дидактическая игра «Котенок», из сборника А.И.Максаков и Г.А.Тумакова «Учите, играя», с целью – формирования у детей умения  передавать заданную интонацию. В ходе первой игры воспитатель познакомит детей с интонациями: радостной, сердитой, жалостливой и научить их воспроизводить эти интонации.  Во второй игре изменится цель и наглядный материал: взрослый будет учить детей определять на слух и передавать заданные интонации. В ходе третьей игры воспитатель должен использовать другой наглядный материал. В четвертой игре изменится  цель и наглядный материал. Детей нужно будет познакомить с новой интонацией – ласковой. В пятой игре изменятся содержание и действия. Ребята, вместе с воспитателем образовав круг, будут выполнять движения, и передавать заданную интонацию. В шестой игре педагог использует наглядный материал: шапочку – маску, содержание, правила. Он проведет индивидуальную работу с детьми по произнесению заданной интонации.

При организации проведения дидактических игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Воспитатель должен следить за правильным выполнением заданий. На ведущую роль нужно выбирать тех детей, у которых хуже всего получается определенное умение. Все игры будут проводиться в свободно от организованной образовательной деятельности время. Игры проводились со всеми   детьми одновременно, в вечернее время.

        Таким образом можно утверждать, что наиболее благоприятный период для формирования выразительности речи приходится на младший дошкольный  возраст, когда речевой аппарат у детей еще гибок и возрастные речевые особенности не успели закрепиться. Именно тогда дети начинают  различать  высоту и силу голоса, темп речи и некоторые интонации. А наиболее приемлемым средством является дидактическая игра. Эти игры интересны и эмоциональны, дают широкие возможности упражнять ребенка в игровой форме. Они не занимают много времени, но позволяют сделать работу над выразительностью речи интересной, насыщенной, увлекательной и разнообразной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...

Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию по теме: "Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

laquo;Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений...

Распространение педагогического опыта " Дидактические игры как средство формирования здорового питания детей дошкольного возраста"

Всем известно, что питание каждого из нас,а особенно в жизни ребенка, играет важную роль.Правильное питание детей - залог их здоровья в будущем....