Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мокрышева Екатерина Юрьевна

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokrysheva_klassifik_igry.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Воспитатель  Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва ЗелАО

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Безотчетное стремление маленьких детей понять окружающую жизнь заложено в них от самого рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно - исследовательской деятельности, у ребенка формируется  стремление узнать и открыть для себя, как можно больше нового [34].

Все авторы, занимавшиеся исследованием данной проблемой (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявлинская, Д.Б. Годовикова, Т.А.Куликова, А.В. Петровский, Г.И.Щукина.) считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка.

Как сложная и очень значимая для человека образование познавательная активность имеет множество трактовок в своих определениях.

  • Педагоги и психологи прошлого целостно рассматривали  развитие ребенка. Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определили познавательную активность, как естественное стремление детей к познанию.
  •  Познавательная активность, как качество личности, рассматривала другая группа ученых. По их мнению, «познавательная активность» становится качеством личности при устойчивом проявлении стремления познанию [73].
  •  Некоторые ученные определяют познавательную активность как целенаправленную деятельность, ориентированную на накопление положительного учебно-познавательного опыта [74].

В отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность».

Познавательная активность - активность, возникающую по поводу познания и в его процессе и выражающая в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества в умении усваивать способ познания и применять, его на другом материале [29.C.42-58].

Познавательная активность не является врожденной. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным психофизическим развитием в период дошкольного детства ребенок наиболее подвержен педагогическому воздействию взрослого, который с помощью комплекса методов и приемов в процессе взаимодействия формирует познавательную активность; развивает психические процессы: мышление, восприятия, память, внимания, воображения, речь, самостоятельность и инициативность детей; воспитывает у них стремление к активной познавательной деятельности и творчеству [13,36,73].

Очень важно, какими средствами будет пользоваться педагог для эффективного протекания данного процесса.

Под средствами мы понимаем вспомогательные источники воспитания и обучения, так как эти две категории не могут рассматриваться изолировано друг от друга, когда речь идет о формировании и познавательная активность.

Эффективным средством формирование познавательная активность у старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, что предполагает детальное рассмотрение данного аспекта.

Игра – это  уникальное средство воспитания и развития дошкольника.

Она является потребностью растущего организма. В отечественной психологии доказано, что развитие человека происходит в деятельности. Согласно научным исследованиям игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту или интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений по утверждению Л.С. Выготского: «игра-источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка» [11,12].

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает мир, развивается его мышление, память, воображение, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят главнейшие изменения в психике, которые способствуют переходу ребенка на более высокую степень развития [73,74].

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

В период дошкольного возраста возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который психологии и педагогике получил название  сюжетно-ролевой.

«Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре ребенок ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности» [22.C.71].

Характеризуя сюжетно-ролевую игру,  С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Многие отечественные исследователи отмечают, что именно в такой игре наиболее интенсивно формируются все психические новообразования и особенности личности ребенка [15,28,43,44,45,68,73.]

Развивающий эффект игры заключается в ней самой. В ней можно выделить три основных аспекта:

  • Прежде всего, это, обращенное к ребенку требования со стороны сюжетно-ролевой игры – действие во внутреннем воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разное название. Так, Ж.Пиаже говорит о развитии в игре  символической функции, А.Н. Леонтьев – о наличии воображаемой ситуации, Д.Б. Эльконин – о формировании плана представлений. Необходимость действовать в воображаемом плане, ведет к развитию у детей символической функции мышления, формирования плана представлений, построению воображаемой ситуации. [41,73.]
  • Также сюжетно-ролевая игра требует от ребенка определенной ориентировки в системе человеческих взаимоотношений так, как направлена на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.
  • Наконец, третье требование относится к реальным взаимоотношениям, между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которая становится исходной формой в развитие у детей «качеств общественности» по терминологии А.П. Усовой, то есть качеств обеспечивающих определенный уровень общения [68].

В этом и состоит основное и специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.

Дети объединятся между собой  по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, сюжет и содержания игры, они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимания, вызвали интерес, произвели особое впечатление [24,43,74]

В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, отношений, действий – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывают ему сопротивления, дается с трудом. Именно игра позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным,  инициативным, «взрослым» и значительным. Это состояние внутренней свободы связанно со спецификой сюжетно-ролевой игры – действия в воображаемой условной ситуации. Эти «возможности» игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный комфорт. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребенка, является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В игре происходит качественное усвоение знаний, впечатлений полученных ребенком. Происходит это потому, что в игре ребенок не просто отображает увиденное или услышанное, а преобразует и моделирует. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности. Начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Она создает условия для упражнения в способах поведении в определенных жизненных ситуациях. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Выполняя игровую роль, ребенок подчиняется этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные, действия, желания.

Сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. Играя, дошкольник не просто создает игровую жизнь, он переживает свои действия, особенно если они реконструируются в образах. Игровые действия не просто выполняются, они всегда эмоционально окрашены. Ребенок искренне огорчается, переживает. Отечественный ученный  физиолог И.М. Сеченов доказал, что  первые переживания оставляют след в сознании ребенка.  Коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. О значимости эмоций, переживаний игровых событий, возвышенности мотива игры, говорят исследования отечественных психологов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимодействий, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его комфорта. Это  в свою очередь дает возможность робким и неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.  Ситуация успеха создает благоприятный фон, для развития  познавательного интереса. Дошкольник начинает смелее и разнообразнее комбинировать в игре свои знания,  почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых [ 28].

В сюжетно-ролевой игре происходит важный  и сложный процесс освоения  знаний, которые мобилизуют умственные способности ребенка,  его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями , выражать их словом в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, так как сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержания разыгрываемых действий и сюжетов. Не соблюдение ребенком правил игры приводит его к исключению, изгнанию. Таким образом, желание стать участником игры вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [12,31,37,35].

В процессе игры происходит творческая переработка ребенком действительности. В играх детей нет точного и бездумного копирования действительности. Каждый ребенок вносит в свои игры собственные игры фантазии. Не одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая  из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз все новых и новых решений. В игре всегда есть некоторое таинство – не полученный ответ, что активирует мыслительную деятельность дошкольников, толкает на поиск ответов. В игре ребенок очень быстро постигает замены реального предмета их заместителями. Ребенок начинает оперировать в мысленном условном пространстве. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, у ребенка формируется способность становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами, т.е. способность представить другой взгляд на другую точку зрения.

Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей; один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения и творчества [35,30].

Создание игрового образа требует от ребенка активного творческого воображения, изобретательности, побуждает  искать и находить новые средства для достижения цели. Еще больший толчок к развитию воображения дает сопоставление модели, создаваемой в игре, самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми и  действиями партнеров ребенок начинает видеть второй, воображаемый план. Как заметила Н.Н. Палагина, сюжетно-ролевая игра «одновременно развивает воображение, заставляя представить действия партнера на несколько  «ходов» вперед». Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение  для развития воображения.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает  ребенку выявить мысль и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать  с ними свои действия. Л.С. Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связанно с усвоением речи.

В старшем дошкольном возрасте  иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников  становятся более содержательнее, разнообразнее они приобретают все более творческий характер. Игра имеет преимущества перед другими видами детской деятельности и занимает особое положении в педагогическом процессе, так как дает детям возможность проявлять активность и самостоятельность, воображение, реализовывать свои представления об окружающем. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются,  качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому отечественные психологи и педагоги характеризуют игру как форму познания окружающей действительности, как  способ перехода от незнания к знанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8425.php (дата обращения 15.01.2017).
  2. Андриенко. Н.К.  Игра дошкольника проблема педагогической компетентности [Текст] //Игра и дети.- 2007. №3. – С. -2-3.
  3. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие /  В.П.  Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
  4. Божович, Л.Р. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте [Текст] / Л. И. Божович, - М.: АПН СССР, 1968. – 464с. [Электронный ресурс].

http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl (дата обращения 09.01.2017).

  1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учебн. Заведений 2-е изд. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/755195/.
  2. Безматерных, Т.В. Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 135-137.
  3. Берн, Э.   Люди, которые играют в игры [Текст] / Э.   Берн. – Мн.  Современный литератор. 2007. -96с.
  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М., 2010. – 68с.
  5. Борисенко, М.Г.  Диагностика развития ребенка (5-7 лет). Практическое руководство по тестированию. [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: паритет, 2007.-96 с.
  6.  Воспитание детей в игре  / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8400.php (дата обращения 09.01.2017).
  7.  Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно - методическое пособие (в схемах и таблицах) /Н.А. Виноградова.- М.: МГПИ, 2004. – 170с.
  8.  Виноградова, Н. А. Сюжетно – ролевые игры для мтарших дошкольников [Тескт] /: практическое пособие / Н. А. Виноградова. Н. В. Позднякова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128с.
  9.  Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / В. Я. Воронова. М.: Просвещение. 1981 – 80с. [Электронный ресурс]  http://newauction.ru/offer/voronova_v_ja_tvorcheskie_igry_dlja_starshikh_doshkol-i5544039243.html  (дата обращения 13.01.2017).
  10.  Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]. – М.: АСТ, 2008. – 224с.
  11.  Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. [Электронный ресурс]  http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984&bookhl (дата обращения 13.01.2017).
  12.   Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. – 1996. №6 [Электронный ресурс]  http://www.studmed.ru/vygotskiy-lev-igra-i-ee-rol-v-psihicheskom-razvitii-rebenka_504cb7df8e4.html  (дата обращения 16.03.2017)
  13.  Годовикова, Д. Формирование познавательной активности [Текст] /  Д. Годовикова // Дошкольное воспитание. 1986. - № 1. – С.34 [Электронный ресурс]  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=649184  (дата обращения 07.01.2017)
  14.  Голицин, В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] // Советская педагогика. 1991. - №3. – С 29-30. [Электронный ресурс]  http://studbooks.net/758646/pedagogika/spisok_literatury  (дата обращения 17.01.2017)
  15.  Гринченко. И.С.  Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. [Текст]: учебно - методическое пособие /  И.С. Гринченко. М.: УЦ Перспектива, 2008. 96с.
  16.  Губанова. Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. [Текст]:  программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозайка – Синтез. 2006. – 128с.
  17.  Давидчук. А.Н. Обучение и игра. [Текст]:  методическое пособие /  А.Н.   Давидчук. – М.: Мозайка – Синтез. 2006. – 168.с
  18.  Диагностика ребенка в детском саду или как лучше понять ребенка. [Текст]:  методическое пособие /   Л.А. Баландина [и др.]; под ред. Е.А. Ничепарюк, Г.Д. Посевиной. Изд.3-е доп. И перер. -  Ростов на Дону.: «Феникс», 2005. – 288с
  19. Игра и игровые технологии в образовательном процессе. [Текст]:   сборник научных статей / резенцент: кандидат психологических наук,  доцент Толстикова С.Н. – М.: МГПИ, 2004. – 84с.
  20.  Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абромян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова [и др]; под ред. С. Л. Новоселовой.  - М.: Просвещение, 1986. . - – 286с. [Электронный ресурс]  http://studbooks.net/1660482/psihologiya/spisok_literatury   (дата обращения 20.01.2017)
  21.  Игровое обучение детей 5-7 лет. [Текст]:   методические рекомендации /под ред. Н.В. Ивановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
  22.  «Истоки» [Текст]:   базисная программа развития ребенка-дошкольника / И.Т. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова [и др.] науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 305с.
  23.  Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Электронный ресурс]. – URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=40219 (дата обращения 01.02.2017).
  24.  Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка [Текст] Психология и педагогика игры дошкольника  /  Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. [Электронный ресурс] http://studbooks.net/1757512/pedagogika/zaklyuchenie  (дата обращешия 30.01.2017).
  25.  Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988. – 96с. [Электронный  ресурс] http://studbooks.net/1819156/pedagogika/spisok_literatury   (дата обращения 05.02.2017).
  26.  Зверева. О. Сюжетно-ролевая игра [Текст] // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
  27.  Калинченко. А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]:   методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112с.
  28.  Клопова. Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормальной ситуации [Текст] // Психологическая наука и образование. М. 2005. № 2. – с. 1-8.
  29.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]:    учебник 6-е изд. Испр. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия» 2006. – 416 с.
  30.  Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учебное пособие / С. А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/6/0111/6_0111-1.shtml (дата обращешия 15. 02.2017) .
  31.  Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду [Текст]. – М.: Издательство «Сприпторий 2003», 2010. - 160 с.
  32.  Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально – личностном развитии дошкольников [Текст] / Н. В. Кондратьева, М. В.       М аксимова // Молодой ученый. – 2015. - №6. – С. 629 – 632.
  33.  Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) [Текст] // Ребенок в детском саду. 2006 - № 4.
  34.  Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. – Ростов на Дону.: «Феникс», 2006. – 251с.
  35.  Краткий педагогический словарь [Текст]:  учебное пособие Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. – М.: В. Секачев. 2007. – 181с.
  36.   Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., испр. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/1681191/  (дата обращения 15.01.2017).
  37.   Критерий педагогической оценки. Педагогика. [Текст] / [Электронный ресурс]  http://www.studfiles.ru/preview/1493206/page:4/#1493206  (дата обращения 22.03.2017).
  38.    Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры  [Текст] / А. Н. Леонтьев. // Проблемы развития психики. – М.: 1983. – С. 481 – 508. [Электронный ресурс]  https://www.psyoffice.ru/3740-leontev-a.-n.-problemy-razvitija-psikhiki..html (дата обрашения 07.04.2017).
  39.  Лобанова Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов.: Изд. «Николаев», 2005. – 60с.
  40.  Менджеринская, Д. В. Воспитателю о детской игре  [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение 1982. – 128 с. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/1653978/ (дата общения 18.03.2017).
  41.   Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А.  Игра с правилами в дошкольном возрасте [Электронный ресурс].–URL: http://www.twirpx.com/file/408822/ (дата обращения 04.05. 2017).
  42.  Михайленко Н.Я.  Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей, 2-е изд., испр / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Гном и Д, 2001. – 96с.
  43.  Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С.  Мухина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 624с.
  44.  Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности. [Текст] // Ребенок в детском саду. 2001. - № 4
  45.  Немов  Р.С. Психология [Текст] /С.Р. Немов. – Кн.2. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 606с.
  46.  Нескучаева Л. Игра – путешествие,  как  форма развития познавательной активности детей. [Текст] // Дошкольное воспитание 2004. - № 10. – С. 15 – 22.
  47.  Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: «Современное слово», 2005.
  48.  Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. _ М: МПУ, 1996. – 272 с.  [Электронный ресурс]  http://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/  (дата обращения 12.02.2017).
  49.  Поддъяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение 1996. – 176 с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/2105662/  (дата обращения 24.03.2017).
  50.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / под. ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 256с.
  51.  Развивающие занятия с детьми 5-6 лет  [Текст] / под. ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784с.
  52.  Рубенштейн Л.С. Основы общей психологии /  Л.С. Рубинштейн. – СПб: Изд. «Питер», 2000 – 712с.
  53.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работ) / Сост. Е.Н. Твердина, Л. С. Барсукова; Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/1537172/ (дата обращения 22.02.2017).
  54.  Сергеева, В. П., Сергеева, И. С. Технология проектирования в образовательном процессе. Учебно – методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 156 с.
  55.  Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А.  Скоролупова, Л.В. Логинова. – М.: «Издательство Скрепторий 2003», 2005. – 112.
  56.  Смирнова Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития [Текст] // Дошкольное воспитание 2003. № 10. – с. 63-73
  57. Смоленцова, А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.А. Смоленцова. – М.: Просвещение, 1987.- 97с. [Электронный ресурс]  http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/78653 (дата обращения 15.04.2017).
  58.  Солнцева О. Играем в сюжетные игры [Текст] // Дошкольное воспитание 2005. № 4 – с. 33.
  59.  Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение  сюжетных игр детей [Текст]. –  СПб: Речь, 2010. –175 с.
  60.  Смирнова, Е.О. , Холмогорова, В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
  61.  Словарь практического психолога. – М.: АСТ, Харвест С.Ю. Головин. 1998. [Электронный ресурс]   (дата обращения 06.03.2017).
  62. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир. [Текст]: книга для воспитателя детского сада. / Е.В. Суббтский. – М.: Просвещение, 1991. 207 с. [Электронный ресурс]  https://www.livelib.ru/book/1000207955-rebenok-otkryvaet-mir-e-v-subbotskij
  63.  (дата обращения 12.03.2017).
  64.  Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст]:  популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития. 1997г. – 240 с.  [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/72442/ (дата обращения 18.04.2017).
  65.  Усова, А.П.  Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.twirpx.com/file/420436/ (дата обращения 10.03.2017).
  66.  Шмаков, С. А Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с. [Электронный ресурс] http://www.studmed.ru/shmakov-sa-igry-uchaschihsya-fenomen-kultury_06ab1c1f533.html  (дата обращения 25.04.2017).
  67.  Шмаков, С. А. Ее величество игра [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: 1963. [Электронный ресурс] http://spisok-literaturi.ru/author/shmakov-s-a.html    (дата обращения 27.02.2017).
  68.  Щербакова, Е. К. вопросу о развитии познавательной деятельности [Текст] // Игра и дети. 1991. - № 10. – С. 56. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-sredstvami-televideniya-v-usloviyah-semi (дата обращения 28.01.2017).
  69.  Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельгности в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение 1976. – 1609 с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/360327/ (дата обращения 18.02.2017).
  70.  Эльконин, Д. Б. психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.  [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/133120/  (дата обращения 27.03.2017).
  71.  Эльконин Д.Б.  Воспитательное значение игры. [Текст] // Дошкольное воспитание 2008. № 8 – с. 17 – 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска      Способы и средства формирования познавательной активности детей ...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть сам...

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способнос...

Презентация "Компьютерная игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наи...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Детское экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам…»Ральф Уолд ЭмерсонТему самообразования, я выбрала не случайно, так как считаю, чтоэкспериментирование претендует на ро...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

     Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.       Человек — часть природы: он не может жить вне ее,...