Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzh.igry_.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь - чудесный дар природы Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Язык - средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Р ечь и игра Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Сюжетно – ролевая игра В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет Содержание Роль Сюжет – представляет собой отображение ребенком окружающей его действительности. Содержание – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента действительности и отношений между взрослыми в их деятельности, развитие и усложнение которого осуществляется по следующим направлениям: Усиление целенаправленности, последовательности, связанности изображаемого. Постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений). Роль – средство реализации сюжета.
Сюжетно – ролевая игра Возможности сюжетно-ролевой игры Развитие диалогической (разговорной) речи Развитие монологической (рассказывание) речи умение вступать в общение, поддерживать и завершать его; говорить выразительно; говорить в нормальном темпе; пользоваться интонацией диалога; умение вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми; умение быть доброжелательным и корректным собеседником.
Виды сюжетно-ролевых игр: Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач. «Режиссерские» игры , в. которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.
Сюжетно-ролевые игры: «В парикмахерской», «Повара»
Дидактические игры Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Виды дидактических игр Назначение Примеры игр Игры с предметами (игрушками, природным материалом) Развитие тактильных ощущений, творческого мышления и воображения Сюжетно-дидактические игры, игры-инсценировки. - Что изменилось? -Магазин. -Найди и назови. -Путешествие в страну сказок. -Кто скорее соберет и др. Настольно-печатные Развитие памяти, внимания, речи Подбор картинок по парам, по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков. - Что сначала, что потом. -Лото. -Логический поезд. -Назови одним словом и др. Словесные игры Развитие слуховой памяти, коммуникативной способности, связной речи - Кому что нужно. -Назови три предмета. -Испорченный телефон -Скажи ласково и др.
Дидактические игры
Фрагменты коррекционно-развивающего занятия: Сюжетно-развивающая игра «Волшебники в гостях у Колобка» Свободная сюжетная игра на основе народных сказок расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно воспроизводить окружающее, лучше понять и усвоить смысл человеческих отношений, ориентироваться в предметных условиях, закрепить имеющиеся навыки правильной чистой речи. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
«Волшебники в гостях у Колобка» Д/игра «Волшебный мешочек»: Задание от Деда и Бабы. Задачи: развитие фонематического восприятия, мелкой моторики. - назвать мелкие игрушки, отобрать те, в названии которых есть твердый звук «Л», - сложить игрушки со звуком «Л» в мешочек и наощупь определять их.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы
инновационный опыт...
«Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы
Игры как средство обучения...
Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей Из опыта работы
Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей Из опыта работы...
"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.
Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....
ВКР "Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"
В экспериментальной работе рассмотрен возраст 4-5 лет, проведен эксперимент на средней группе....
Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...