«Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.
Задачи:
- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);
- учить произносить звук «З» твердо и мягко;
- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;
- развивать речь детей, фонематический слух;
- закреплять умение проговаривать чистоговорки;
- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;
- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе по развитию речи
Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»
Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.
Задачи:
- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);
- учить произносить звук «З» твердо и мягко;
- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;
- развивать речь детей, фонематический слух;
- закреплять умение проговаривать чистоговорки;
- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;
- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал и оборудование: картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов(синего и зеленого цвета ; предметные картинки в названиях которых есть звуки «З» и «Зь» (зебра,зонт,земля,зефир,зерно,изюм,розы,замок,ваза.) Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, поприветствуйте их, пожалуйста!
Приветствие.
Воспитатель и дети: (встают в круг)
- Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся!
– ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята! (Дети садятся на стульчики,стоящие полукругом.)
- Вводная часть
Воспитатель:
- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь :
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросил,
Подлетел и укусил.(Комар.)
-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!Только что-то он молчит,почему-то не пищит.Сейчас весна,все насекомые проснулись,а комарик не может найти свою маму,не может ее позвать.(Показать картинку маленького комарика.)
- Основная част
Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем ему помочь найти маму?
Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка.Научить свои язычки петь звонкую песенку комара.
Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».
- Когда мы произносим звук «З» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.Приложим свою ладонь к горлышку и споем песенку комара. (Произносят звук «З» вместе и по отдельности.) Поет горлышко?Значит звук «З» какой:звонкий или глухой? (Звонкий.)
Воспитатель: - Правильно,ребята,звук «З» согласный и звонкий.А как он произносится:твердо или мягко? (Твердо.) З-З-З-так поют большие комары.А как будут петь маленькие?(Зь-Зь-Зь.)Иди ….. спой нам песенку маленького комарика.Молодец! Теперь громкую песенку комара споют мальчики,а девочки-тихую.
Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть.
Проводится дидактическая игра «Прятки со звуком»
Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ»спрятались в словах. Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З»- топайте ногами, а если услышите звук «ЗЬ» -хлопайте в ладоши. Вставайте на ножки возле стульев.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Присаживайтесь.Поиграем в игру «Домик для звуков.» (На столе разложены картинки,в названиях которых есть звук «З» или «Зь») Слова,в которых есть звук «З»-живут в синем домике,а слова,в которых есть звук «Зь»-в зеленом.Вам нужно громко и четко произнести слово,чтобы мы слышали,какой звук в этом слове: «З» или «Зь» и поместить в нужный домик.(По ходу обсуждения слов,нужно определить сколько частей(слогов)в данном слове)
Слова: «З» - зонт, замок, ваза, таз, розы
«ЗЬ»- зебра, зефир, земля,зерно,изюм. .
Воспитатель: -Молодцы!Вы отлично справились с этим заданием.
Выполняется задание - проговаривание чистоговорки «Коза»
Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)
Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
Зе-зе-зе, зе-зе-зе –
Дали травку мы козе,
За-за-за, за-за-за –
Съела травку всю коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу –
Мы погладили козу,
За-за-за, за-за-за –
Уходи домой, коза! (повторяется 2 раза)
- Заключительная часть.
Воспитатель:
- Какие звуки мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)Чьи это песенки? Какую песенку поет большой комар? А маленький?
- Что больше всего понравилось и запомнилось на занятии?(Ответы детей.)
- Ребята, наше занятие закончено. Скажите взрослым «До свиданья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...