Звуковая культура речи :звуки"р"-"р*",звук "ж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Два конспекта открытых занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в средней группе
«Звуковая культура речи: звуки [р]-[р’]»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 1 г.Вязьмы Смоленской области Леонова Елена Александровна
Цель: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приемы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (прием подражания);
-развивать фонематический слух;
-учить определять наличие и отсутствие звука в слове.
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, красивая коробка, набор карточек с предметными картинками, фасоль, шаблоны буквы «Р», цветные карандаши двух цветов (синий и зеленый, мультимедия.
1. Организационный момент (стихотворение напоминалочка).
Воспитатель: Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон доставил в детский сад конверт. Нас приглашает на
День рождение всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте кто это?
Это маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной как неваляшка,
Кто же это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка
Прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
(показать детям карту)
2. Артикуляционная гимнастика (Сказка о веселом язычке).
Воспитатель: Ребята, первым на пути нам встретился домик, где живет веселый язычок.
И он нам предлагает поиграть!
Рот- домик, губы- двери
А кто живет в этом домике?
В этом домике дружок, живет веселый язычок.
Ох и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Песенку ветра: ш-ш-ш-ш
- Песенку жука: ж-ж-ж-ж
- Песенку насоса: с-с-с-с
- Песенку комара: з-з-з-з
3. Знакомство со звуком.
Воспитатель: Все молодцы! Пора в дорогу! Так как дорога будет дальняя, то отправимся
Мы в путь не пешком, а на автомобиле. Давайте научимся петь песенку
мотора (р-р-р-р)
-Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
-Язык находится за передними верхними зубами;
-При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит»
Воспитатель: Давайте попробуем!
Ребята, а еще звук «Р», так же как и другие звуки, может быть твердым и мягким!
Если он твердый, то мы его обозначаем синим цветом. (Привести примеры).
А если он мягкий, то мы его обозначаем зеленым цветом. (Привести примеры).
4. Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор. А для чего он нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а в слове светофор есть звук «Р»?
Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующие
задания:
а) Чистоговорки:
РА РАРА- вот высокая гора;
РЫ РЫРЫ- сидит ежик у норы;
РО РОРО- есть у мальчика ведро;
РУ РУРУ- много ягод наберу;
РА РАРА- дальше нам идти пора.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами сегодня познакомились со звуком «Р». Звук
это то, что мы можем произнести, услышать. Но помимо звуков, у
нас есть еще и буквы! У каждой из которых, есть свои имена. Буква
это то, что мы можем увидеть, прочитать, написать. И сегодня мы с
вами познакомимся с буквой «Р». У вас на столах есть листочки, по
которым мы с вами сначала пальчиком нарисуем нашу букву, а потом
выложим ее фасолью:
б) Дети выкладывают букву «Р» фасолью по трафарету.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! А теперь следующее задание. Я буду читать
слова, а вы, когда услышите слово со звуком «Р» хлопайте в ладоши:
в) Воспитатель произносит слова, а дети услышав в них звук «Р»,
хлопают в ладоши.
Слова: рыба, лес, ландыш, рысь, арбуз, шкаф, ручка, забор, снег,
мотор.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит можно двигаться
дальше.
Знак «Подарок»
Воспитатель: Ребята, вы не знаете, что это может обозначать?
Дети: Подарок.
Воспитатель: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю
вам самим выбрать подарки для Чебурашки.
(Из лежащих на столе предметных картинок, дети выбирают те, на которых
изображены предметы, в названиях которых есть звук «Р». И складывают их
в коробку).
5. Физкультминутка «Бабочка»
Воспитатель: Мы долго с вами путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся
в бабочек!
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела
На четыре- полетела.
6. Авторизация звука «Р» в слогах и словах.
Воспитатель: Продолжаем движение к домику Чебурашки. Ой! Ребята кто это?
Вы знаете эту вредную старушку?
Дети: Это Шапокляк.
Воспитатель: Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей
и доберемся до домика Чебурашки. Вот задание. Слушайте внимательно
и исправляйте ошибки в предложениях:
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
(Расцвели на клумбе розы.
В огород забрались козы.)
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
(У слона огромный хобот.
На заводе сделан робот.)
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
(Ползает у речки рак.
Расцветает в поле мак.)
7. Итог занятия.
Воспитатель: Какие вы все, ребята, молодцы! Все задания выполнили. И все таки добрались
до домика Чебурашки и принесли ему подарок! Скажите, ребята, а кого мы с вами
сегодня встретили на пути?
Дети: Светофор и Шапокляк.
Воспитатель: А с каким звуком мы с вами познакомились?
Дети: Со звуком «Р»
Воспитатель: А вспомните, мы с вами говорили, что согласные звуки могут быть твердыми
и мягкими. Так каким может быть согласный звук «Р»?
Дети: Твердым и мягким.
Воспитатель: Если согласный звук твердый, то каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
Воспитатель: А если согласный звук мягкий, то каким цветом его обозначаем?
Дети: Зеленым.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и побыть
немножко художниками! У вас на столах лежат цветные карандаши
(синий и зеленый). Ваша задача раскрасить букву «Р» так, чтобы она
давала два звука, твердый и мягкий. Половину буквы мы с вами
раскрасим синим цветом, а половину зеленым!
Конспект открытого занятие по развитию речи в средней группе на тему : "Звуковая культура речи: звук "ж"
Подготовила: воспитатель МБДОУ детского сада №1
Леонова Елена Александровна
Направление: развитие речи, ознакомление с окружающим миром.
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком «ж», показать детям артикуляцию звука «Ж», воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
1. закрепить правильное произношение звука «ж»,
2. развивать речевое дыхание, внимание, фонематический слух.
3. активизировать словарный запас детей,
4. развивать игровую деятельность, умение действовать согласно заданной инструкции на физкультурной минутке.
Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Материалы и оборудование: игрушки жука, жабы, жирафа, картинки с белкой, жирафом, ёжиком и жуком .Слайды:
зеленый луг, болото, Африка,
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят возле своих стульчиков.
Воспитатель: дети, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте подарим им наши улыбки и отличное настроение, и поздороваемся
Приветствие:
Дети собрались в кружок,
Я – дружок и ты дружок!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
Раз, два, три, раз, два, три –
Заниматься ты начни!
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все с вами поздоровались с гостями и друг с другом, а теперь давайте проверим, готов ли к занятию наш язычок, ведь ему сегодня предстоит много работать.
Артикуляционная разминка:
1. упражнение «Окошко» - широко открыть рот («жарко»), закрыть рот («холодно») 2. упражнение «Шарик» - широко надуть щеки и затем сдуть их. 3. упражнение «Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) и расслабить их. 4. упражнение «Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно верхние и нижние зубы.
Воспитатель: Мы отлично поиграли с нашим язычком, и теперь он тоже хочет сделать нам что-то приятное, и предлагает отправиться с ним в волшебную страну звуков! Вы согласны, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда встаем возле своих стульчиков, поворачиваемся друг за другом, ручки кладем на плечики того, кто стоит перед вами отправляемся в путь.
Звучит сказочная музыка, дети проходят один круг по ковру друг за другом, музыка затихает, дети останавливаются.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебной стране звуков, наш поезд остановился на большом зеленом лугу. Садитесь на свои места.
Кто-то летит над нашимлужочком, а кто, вы мне сейчас расскажете, угадав загадку:
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает,
Я не муха, не паук,
Я жужжу, я майский…
Дети: Жук!
Воспитатель( достает игрушку жука): Правильно, ребята, мы повстречали на лугу Майского Жука. И он очень хочет научить нас своей песенке. Как вы думаете, какую песенку поёт майский жук?
Дети: Ж-ж-ж-ж!
Воспитатель: Давайте все вместе споем песенку жука правильно: откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Дети и воспитатель несколько раз поют песенку жука.
Воспитатель: Ребята, майскому жучку очень понравилось петь с вами песенки, и он хочет научить вас еще одной. Давайте я буду петь первая, а вы повторять за мной:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – видел на лугу ежа (дети повторяют)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – но с ежом я не дружу (дети повторяют)
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – мне иголки покажи (дети повторяют)
Воспитатель: А теперь давайте по очереди споем эту песенку вместе. Только если я попрошу спеть со мной песенку мальчика – он будет петь громко, а если девочку – то она будет петь тихо.
Вызывает 2-3 человека, поют песенку жука тихо и громко.
Воспитатель: Ребята, мы очень понравились жучку. Но нам пора ехать дальше. Встаем возле стульчиков, поворачиваемся друг за другом и кладем руки на плечики впереди стоящего. Отправляемся в путь!
Звучит сказочная музыка, дети проходят один круг по ковру друг за другом, музыка затихает, дети останавливаются.
Воспитатель: Ребята, на этот раз мы с вами оказались на болоте! И встречать нас вышла большая толстая Жаба по имени Жужа! (достаёт игрушку Жабу) Садитесь на свои стульчики. (дети садятся) Давайте послушаем, что Жаба Жужа хочет нам сказать:
Я не лягушка и вам не подружка,
Я важная Жаба и я не игрушка!
Вы со мною поживите,
По болотам походите!
Воспитатель: Вот какая вредная жаба! Не хочет отпускать нас из болота. Давайте попросим ее все вместе отпустить нас дальше путешествовать:
Жить в болоте не для нас,
Отпустите нас сейчас!
Дети с воспитателем повторяют просьбу несколько раз.
Воспитатель: Ребята, жаба говорит, что отпустит нас, только если мы отгадаем ее загадки.
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, словно шкаф,
А зовут его …
Дети: Жираф! (воспитатель достает картинку с жирафом и вешает на доску)
С головы до ножек,
Весь в иголках…
Дети: Ёжик! (воспитатель достает картинку с ёжиком и вешает на доску)
Белые подкрылки,
Бархатная спинка,
В мае начинает лёт
И гудит как самолет.
Дети: Жук! (воспитатель достает картинку с жуком и вешает на доску)
На деревьях живет
И орешки грызет.
Дети: Белка! (вешает на доску картинку с белкой)
Воспитатель: Ребята, вы отгадали все загадки Жабы, а теперь настало время показать ей, что мы не только умные, но и очень спортивные и активные. Встаем возле своих стульчиков.
Физ минутка:
На болоте Жабы жили (наклоны туловищем вправо и влево)
И друг с другом так дружили (погладить себя скрещенными руками по предплечьям)
Прыгали они по кочкам (прыжки на месте)
Спали вместе тёмной ночкой (присели на корточки, ручки под голову).
А, проснувшись по утру, (встаем на ноги, потягиваемся)
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка,
Вместе весело всегда (похлопали в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята, повеселили мы Жабу Жужу, садитесь на стульчики. Нам осталось последнее испытание перед тем, как покинуть болото. Давайте посмотрим на картинки и повторим, кого мы видим (хором повторяют). Но вот незадача, какое-то животное здесь лишнее. Давайте буде внимательнее и подумаем, в названии какого животного нет буквы «Ж» (повторяют названия животных и находят лишнее).
Дети: Белочка лишняя!
Воспитатель: Правильно, ребята, мы справились со всеми испытаниями Жабы Жужи и она отпускает нас дальше. Встаем возле стульчиков, поворачиваемся друг за другом и кладем руки на плечики впереди стоящего. Отправляемся в путь! (убирает жабу в коробку)
Звучит сказочная музыка, дети проходят один круг по ковру друг за другом, музыка затихает, дети останавливаются.
Воспитатель: Ребята, что-то стало очень жарко! Мы с вами очутились в Африке! Садитесь на стульчики и давайте посмотрим, кто же встретит нас здесь. (достаёт жирафа)
Дети: Жираф!
Воспитатель: Ребята, Жираф приготовил для вас весёлую игру и называется она «Подскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы подсказывать мне последнее слово:
Вот заплакал бегемотик,
У него болит … (животик)
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало … (жарко)
В огороде свежий лук,
А в траве усатый (жук)
Не ходи на бережок,
Там растаял весь.. (снежок)
Воспитатель: Вы отлично справились! А теперь жираф хочет узнать, кто из наших ребят самый внимательный, и поиграть в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слова, и если в них есть буква «ж» - вы будете хлопать в ладоши.
Проводится игра (слова: жаба, лужа, кошка, лыжи, мышка, жираф, журавль, пчёлка). После игры воспитатель убирает жирафа.
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания Жирафа, и настало время возвращаться домой. Встаем возле стульчиков и повторяем за мной:
Раз, два, повернись,
Дома сразу окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в наш детский садик,ребята! Кого же мы повстречали в волшебной стране звуков? Какую песенку пел на жук? А как звали вредную Жабу?
За ваши успехи и старания жираф оставил мне волшебный мешочек с открытками. Сейчас каждый из вас будет по очереди подходить ко мне, опускать руку в мешочек и доставать себе открытку.
Дети подходят к воспитателю, каждый достает себе на память картинку с изображением животных и предметов, в которых есть буква «ж» и проговаривает название.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, все вы побывали в волшебной стране, познакомились с буквой «ж» и получили на память открытки. (Предлагаю нарисовать букву Ж. (Дети рисуют на листочках букву Ж, дарят гостям).
Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...