Проект «Мы журналисты»
проект по развитию речи

Кочнёва Елена Геннадьевна

Осуществление взаимодействия между миром детства, юными корреспондентами и взрослым миром, вовлечение детей в систему средств массовой информации и расширение связной речи старших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
  2.  Овладеть связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
  3. Развить коммуникативные навыки и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_zhurnalisty.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мы журналисты»

Подготовила: воспитатель Кочнёва Елена Геннадьевна

Паспорт проекта

Наименование проекта

Детская журналистика как средство социальной адаптации ранней профориентации воспитанников

«Мы журналисты»

Основные разработчики проекта

Воспитатель группы

Цель и задачи проекта

Цель: Осуществление взаимодействия между миром детства, юными корреспондентами и взрослым миром, вовлечение детей в систему средств массовой информации и расширение связной речи старших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
  2.  Овладеть связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
  3. Развить коммуникативные навыки и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.

Участники проекта

Воспитатели группы, воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, старший воспитатель.

Вид проекта

Информационно-познавательный, долгосрочный.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.У детей повысится уровень социально -коммуникативных навыков, речевого развития и художественно эстетического развития.

2. Дети получат более глубокие знания о творческих профессиях.

3. Сформируется положительное отношение к средствам массовой информации.

4. Решится немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений.

5.Повысится уровень информированности родителей о деятельности дошкольников и привлечения родителей к участию в жизни детского сада и группы, в частности.

Данный проект может быть использован широким кругом лиц: воспитателями, родителями детей.

  1. Введение

Овладение родным языком является одним из наиболее важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит обучение детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития связной речи остаётся одной из самых актуальных.

Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью, мы видим, как нелегко им общаться друг с другом. Дети затрудняются высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т. е. не владеют диалогической устной монологической речью. Следовательно, у детей возникает чувство робости, стеснения, даже при общении со взрослыми.

Актуальность

Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС, является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных технологий, форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать.

Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно, как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Новизна проекта заключается в том, что формирование социально-коммуникативной компетентности, речевого и художественно – эстетического развития происходит на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности.

Практическая значимость:

- разработано тематическое планирования проектной деятельности;

- разработаны дидактические материалы к проекту.

Цель и задачи проекта

Цель: Осуществление взаимодействия между миром детства, юными корреспондентами и взрослым миром, вовлечение детей в систему средств массовой информации и расширение связной речи старших дошкольников.

Задачи проекта:

1.Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;

     2.Овладеть связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;

     3.Развить коммуникативные навыки и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного

 взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.

Основные направления проекта

Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики.

  • Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики.
  • Экскурсии в библиотеку, редакцию газеты, на предприятия города, встречи с людьми разных профессий.
  • Создание условий: организация пресс-центра в группе.
  • Обучение проведению интервью с разными людьми, умение вести себя раскованно и свободно.
  • Подготовка и создание газет и видеороликов.

 Описание проекта

Вид проекта: информационно-познавательный,долгосрочный.

Участники проекта:Воспитатели группы, воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, старший воспитатель.

Проект реализуется с воспитанниками старшей и подготовительной к школе группе 1 раз в неделю в рамках занятия в детском пресс-центре «Семицветик». Работа строится по двум основным блокам: познавательный и деятельностныйПознавательный блок предполагает работу по трем направлениям:

1 направление - знакомство детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием.

2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, альманах, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж.

В ходе обсуждения с детьми мы даем простые определения этим понятиям.

3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста в группе создается «центр журналистики» или «телестудия».  Мы знакомимся с атрибутикой, символикой журналистики, и вместе с детьми и родителями создаем их своими руками.

«Деятельностный блок»предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми, реализуемую через проектную деятельность, непосредственно образовательную деятельность, развлечения и результат деятельности.

 Юные журналисты в ходе создания сюжетов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим, развивает инициативность. В процессе подготовки и выпуска материала дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание. Наши юные журналисты учатся пользоваться микрофоном, видеокамерой, фотоаппаратом, задавать вопросы, брать интервью, т.е. выступать в роли дикторов и репортеров. Создание собственных и коллективных продуктов деятельности, участие в реализации творческих медиа проектов выступает альтернативой компьютерной зависимости детей, у них формируются социально-значимые навыки работы в детском коллективе, умение использовать различные источники информации, процесс обучения становится удовольствием для дошкольников.

Ребята вместе с педагогом придумывают сценарий программы, вопросы для интервьюируемых гостей новостных передач. Затем маленькие дикторы готовятся к записи — в течение нескольких дней заучивают тексты. Интересно, что каждый ребенок выполняет свою роль. В нашей студии есть свои телеведущие, оператор, помощник оператора. И абсолютно каждый относится к своей работе с полной серьезностью и знанием дела. Помощник оператора напоминает телеведущим, что надо улыбаться, а суфлер держит в руках табличку с подсказками, на которой нарисованы заранее выученные знаки. Например, улыбающейся смайлик напоминает ребенку о том, что со зрителями нужно поздороваться. И вот, все на местах. Тишина в студии. Камера включена, прожектор включен. Ведущие начинают съемку. Финалом непродолжительного, но от этого не теряющего своей значимости съемочного процесса, является традиционный просмотр отснятого материала. Ребята обсуждают свои ошибки, замечают погрешности в собственной речи и, что самое главное, смотрят на себя со стороны. Все это, не развивает в детях нарциссизм, а заставляет их следить за своим внешним видом, выглядеть опрятно.

Поставленные задачи решаются с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Поэтому особое внимание уделяли работе с родителями, предлагали им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения воспитателя по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого нами были составлен план работы с родителями (приложение № 2).

Задачи работы с родителями:

1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта " Мы - журналисты".

2. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

3. Организовать мини-консультации и изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр "Фотосалон", «Звукооператор», «Библиотека»

4. Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий.

Реализация проекта прошла через такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:основной вид деятельности детей - игра, а общение становится частью и условием ее. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. В игре ребенок реализует полученные знания. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому ребятам предлагаются дидактические игры "Узнай по описанию”, "Что лишнее?”, "Звукооператор”, "Журналист - профессия творческая” и т.д.

Речевое развитие:в ходе бесед, обсуждений художественных произведений систематизируются знания дошкольников о социально значимых событиях. Используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Весь проект построен на коммуникативно-познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно - логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания по данной теме. В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Совместно с детьми мы разработали опорные карты-схемы (алгоритм), которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на алгоритм. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов. В ходе проектной деятельности мы решали ряд задач, связанных с развитием речи: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми; расширение и активизация словарного запаса; закрепление навыков ведения диалога; способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников. развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Художественно-эстетическое развитие: через изобразительную деятельность дети выражают свое видение событий, социальных отношений. Для газеты дети придумывали и рисовали комиксы, сказки. Готовые статьи и фотографии необходимо было обрезать, расположить на газетных полосах в соответствии с рубрикой, приклеить.

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С   Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.
  2. Арушанова А.Г.  Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада.-М.: Мозаика-синтез, 1999.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь//собр. Соч.- М., Педагогика.1982.
  5. Дейкина А.Ю. Парциальная программа «Детская журналистика» под ред. С.М. Жарко.
  6. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы-Журналисты"

Название проекта: Издательство «Планета Детства»Тема проекта: Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Итоговое мероприятие...

Проект "Юные журналисты"

Приобщить детей к "взрослому" делу,стать журналистами.Выпустить свою газету.Вовлечь детей в интересный мир познания и творчества,узнать больше об исторических событиях своей страны....

познавательно-игровой проект "Мы журналисты"

Цель проекта:  Развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного  взаимодействия детей друг с другом.Задачи проекта:...

Проект "Юный журналист".

Образовательная практикаПроект «Юный журналист» как средство реализации НРК    Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, И...

проект "Юные журналисты"

Я начала этот проект из желания познакомить детей с новой профессией, заинтересовать , отвлечь от драк, дошкольники не умеют договариваться, анализировать проблемные ситуации,  а новая игра учит ...

Презентация проекта "Мы-журналисты"

Проект осуществлялся с детьми имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Цели:—Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи.—Включение усваиваемых детьми элементов языковой...

Информационный практико-ориентированный проект "Юный журналист"

   Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка – его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего професси...