НОД. Тема: Зимушка - зима.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анисимова Жанна Сергеевна

П.Красный Маяк

2022 год

 

 

Образовательные области:

социально – коммуникативное развитие

речевое развитие

познавательное развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие /здоровьесберегающие технологии)

 

Виды деятельности детей: социально-коммуникативная, познавательная, игровая.

 

Тема занятия: «Зимушка – зима»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи занятия:

Обучающая: образовательная - поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. Познакомить с зимними праздниками. Учить использовать полученные знания в играх. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Подбирать однокоренные слова,  согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

 

Развивающая: развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх; развивать творческое воображение, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. 

Развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу. Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице. Продолжать учить детей составлять предложения из 2 и более  слов по схеме. Учить детей выступать с небольшим устным монологом на тему составление рассказа  по собственному опыту, внимательно слушать собеседника, владеть вниманием слушателя, правильно подбирать средства интонационно-звуковой, логической, эмоционально образной выразительности при рассказывании; владеть и пользоваться неязыковыми средствами публичной речи (осанкой, жестами).

Развитие наглядно-образного мышления. Тренировка мелкой моторики, воображения, памяти; логического мышления; усидчивости, концентрации внимания, координации движений.

 

 

 

Воспитательная : обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам,  активность и взаимопомощь. 

 

Дополнительные задачи:

Здоровьесберегающие технологии

 

Образовательные: научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (динамическая пауза, использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива, игра с мячом – снежком ).

 

Развивающие : повысить двигательную активность; осуществлять профилактику умственного перенапряжения

 

Воспитательные: научить избегать вредных привычек; воспитать осознанное отношение к личной гигиене; стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

 

Словарная работа: активизировать словарь по теме «Зима». Святки. Колядки. Крещение. Рождество. Масленица. Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве.

 

Планируемый результат:

-могут обобщить и систематизировать знания  о зиме;

- знают зимние месяцы и могут соотнести зимние праздники с месяцами;

- подбирают однокоренные слова,  согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

- составляют предложения из 2 и более слов по мнемотаблице;

- могут выступить с небольшим устным монологом на тему составление рассказа  по собственному опыту;

- проявляют дружеское отношение к сверстникам,  активность и взаимопомощь;

- активно конструируют в игре, самостоятельно создают готовую картинку – пазл  без исходного образца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._zima.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Красномаяковский детский сад»

Конспект занятия по развитию речи

«Зимушка-зима»

Возрастная группа:   подготовительная к школе

Воспитатель: Жанна Сергеевна Анисимова

П.Красный Маяк

2022 год

Образовательные области:  

социально – коммуникативное развитие

речевое развитие

познавательное развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие /здоровьесберегающие технологии)

Виды деятельности детей: социально-коммуникативная, познавательная, игровая.

Тема занятия: «Зимушка – зима»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи занятия:

Обучающая: образовательная - поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. Познакомить с зимними праздниками. Учить использовать полученные знания в играх. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Подбирать однокоренные слова,  согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Развивающая: развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх; развивать творческое воображение, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. 

Развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу. Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице. Продолжать учить детей составлять предложения из 2 и более  слов по схеме. Учить детей выступать с небольшим устным монологом на тему составление рассказа  по собственному опыту, внимательно слушать собеседника, владеть вниманием слушателя, правильно подбирать средства интонационно-звуковой, логической, эмоционально образной выразительности при рассказывании; владеть и пользоваться неязыковыми средствами публичной речи (осанкой, жестами).

Развитие наглядно-образного мышления. Тренировка мелкой моторики, воображения, памяти; логического мышления; усидчивости, концентрации внимания, координации движений.

Воспитательная : обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам,  активность и взаимопомощь.  

Дополнительные задачи:

Здоровьесберегающие технологии

Образовательные: научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (динамическая пауза, использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива, игра с мячом – снежком ).

Развивающие : повысить двигательную активность; осуществлять профилактику умственного перенапряжения

Воспитательные: научить избегать вредных привычек; воспитать осознанное отношение к личной гигиене; стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Словарная работа: активизировать словарь по теме «Зима». Святки. Колядки. Крещение. Рождество. Масленица. Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве.

Планируемый результат:

-могут обобщить и систематизировать знания  о зиме;

- знают зимние месяцы и могут соотнести зимние праздники с месяцами;

- подбирают однокоренные слова,  согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

- составляют предложения из 2 и более слов по мнемотаблице;

- могут выступить с небольшим устным монологом на тему составление рассказа  по собственному опыту;

- проявляют дружеское отношение к сверстникам,  активность и взаимопомощь;

- активно конструируют в игре, самостоятельно создают готовую картинку – пазл  без исходного образца.

Подготовительная работа:

- разработка конспекта занятия,

- подборка дидактических игр, иллюстраций, карточек….

- оформление  мнемотаблиц

- изготовление дидактических игр /пазлы – 5 комплектов/, пособий и атрибутов

Материалы и оборудование:

 Волшебная коробка с дидактическими играми  и заданиями.

 Волшебный сундучок с подарками.

 Волшебная палочка.

Этапы, продолжительность

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

1 минута

- включение каждого дошкольника в деятельность,

 - создание

благоприятной атмосферы на занятии

- использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива

настроить на совместную деятельность, на общение, а также снять напряжение, активизировать заинтересованность, создать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь будет благотворно влиять на микроклимат в группе

Доброе утро, ребята! Меня зовут Жанна Сергеевна. Я очень рада видеть вас!
Сегодня нас ждут увлекательные игры и много чего интересного…

Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение!
Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

Руки вверх все поднимите и гостям всем помашите.

Крикнем весело: "Ура!"

На занятие  пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам. (при работе в парах).

- А какой работой будем сегодня заниматься, вы должны догадаться сами.

Присаживайтесь на свои места.

- словесный

- игровой

- круг

— включение элементов психологической гимнастики – ритуала вхождения в занятие

  - показ (т.к. детям незнакомо данное приветствие)

 совместное с педагогом выполнение действий  в круге

-организация дошкольников и настрой на занятия
- стимуляция интереса и эмоциональный настрой

2.

2.1.

2.2.

2.3.

Основной этап

25 – 26 мин

Этап постановки проблемы

Этап ознакомления с материалом

Этап практического решения проблемы

-- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;

-развивать творческое воображение, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы

-познакомить с зимними праздниками. Учить использовать полученные знания в играх;

-обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру

повысить двигательную активность; осуществлять профилактику умственного перенапряжения

вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие;

знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице; продолжать учить детей составлять предложения из 2 и более  слов по схеме;

 учить детей выступать с небольшим устным монологом на тему составление рассказа  по собственному опыту, внимательно слушать собеседника, владеть вниманием слушателя, правильно подбирать средства интонационно-звуковой, логической, эмоционально образной выразительности при рассказывании; владеть и пользоваться неязыковыми средствами публичной речи (осанкой, жестами).

согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже

снятия физического и эмоционального напряжения  использование упражнений на концентрацию внимания,  игра с мячом – снежком

подбор однокоренных слов

развитие наглядно-образного мышления;

тренировка мелкой моторики, воображения, памяти; логического мышления; усидчивости, концентрации внимания, координации движений

Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте и скажите мне, как автор назвал своё стихотворение?

Читает стихотворение

ЗИМА ПРИШЛА

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

Василий  Фетисов

Правильно, ребята, стихотворение  Василия  Фетисова называется «Зима пришла» и  сегодня мы будем говорить о времени  года «Зима» .

Назовите пожалуйста  зимние месяцы .  

Правильно,

Беседа о зимних месяцах, зимних праздниках

Д/ игра «Зимние праздники»

на столах размещены календари и карточки с  иллюстрациями  зимних праздников, давайте соотнесём праздники с зимними месяцами

Воспитатель: А зимой, что вы любите делать?

Динамическая пауза

/упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы». / 1.5 минуты/

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет. (Дети «скользя» шагают и ходят на «лыжах»)

А потом - на коньках, («бегут на коньках»)

Но упали мы. Ах! (Приседают)

А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали (Падают)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу)

Воспитатель: ребята, присаживайтесь на свои места

А сейчас я предлагаю вам  поработать с мнемотаблицами  

А вы знаете, что такое мнемотаблицы?

Для каждой команды я приготовила мнемотаблицу с помощью которой вы составите  небольшой рассказ о зиме. Рассмотрите внимательно, подумайте, посовещайтесь. Выберите, кто будет выступать. Чья команда приготовится, поднимите вверх круг.

Время на подготовку 2 минуты /песочные часы/. Приступайте.

Выступление команд (4 минуты)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, а нравится ли вам Зима?   Давайте расскажем о погоде зимой.

У меня есть  волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.

Словесная  игра:  «Какая бывает зимой погода?»

( холодная, снежная, белая, голодная, ветряная, нарядная, сказочная, морозная, веселая, красивая, злая, суровая…)

- Если идет снег, то погода какая? – снежная;

- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

- если холодно, то погода какая? – холодная;

- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая? – хмурая;

- если мороз, то погода какая? – морозная;

- если солнечно, то погода какая? – солнечная;

- если ясно, то погода какая? – ясная.

-если весело, то веселая;

- если на улице тепло , то  теплая

Молодцы , ребята, вы сказали о погоде много хороших слов!

Присаживайтесь.

Игровое задание «Доскажи словечко» (родственные слова)

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю ... (Снег.)

 С неба все скользят пушинки — Серебристые ... (Снежинки.)  

На поселки, на лужок, Все снижается ... (Снежок.)  

Вот веселье для ребят — Все сильнее ... (Снегопад.) 

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в ... (Снежки.)  

Словно в белый пуховик Нарядился ... (Снеговик.)  

Рядом снежная фигурка — Эта девочка — ... (Снегурка.)  

На снегу-то, посмотри — С красной грудкой ... (Снегири.)

 Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил ... (Снег.)

 

Молодцы! Справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз

Игра «Собери пазл» (в парах)    конверты

словесный

вопросы

обсуждение

чтение стихотворения

словесный

игровой

показ

беседа

рассказ педагога

рассказы детей

командная работа детей за столами

словесный

показ

создание игровой ситуации

рассказ

уточнение

пояснение

показ

настрой на выступление

работа в командах

вопросы

словесный

игровой

в круге

Чтение стихотворение

словесный

игровой

за столами

словесный

наглядный

игровой

за столами

- ответы на вопросы

- высказывания из личного опыта

ответы детей

ответы на вопросы из личного опыта. Обсуждение вопросов.

Ответы детей.

Выполнение упражнений

 

деление по цвету – 3 команды

самостоятельная деятельность;

подготовка к выступлению;

рассматривание мнемотаблиц;

обсуждения, выбор выступающего;

по готовности поднятие вверх круга

ответы детей

ответы детей

ответы детей

самостоятельная деятельность

.

предполагаемое название данного стихотворения

соотнесение карточек зимних праздников с месяцами

Стараются соотносить речь с движением

выступление  детей

согласование прилагательных с существительными

добавление слов, связанных со словом (снег)

собранная картинка

3.

Заключитель-

ный этап

 Рефлексия - технология

  1. 2  мин

проверить усвоение материала с использованием игрового момента

обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение

 Ребята,  наше занятие подошло к концу.

Украсим ёлочку.  

Ребята, если вы считаете, что сегодня на занятии вы легко справились со всеми заданиями, и вам было интересно, то возьмите разноцветные шары и украсьте елочку.

Кто испытывал трудности в выполнении заданий – украсьте елочку синими шарами .

         Ребята, посмотрите, какая красивая ёлочка, какой у неё замечательный наряд  благодаря вашим знаниям.

 Я желаю вам и всем нашим гостям, чтобы ваше настроение всегда было таким – же веселым и разноцветным , как наша ёлочка  и сбывались все ваши желания и мечты.

Вот какая удивительная у нас зима!  Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными.

На прощание я хочу подарить вам угощение снежные комочки.

А вы дома  расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах.

КГН - /помыть руки/

Воспитатель : я хочу угостить вас  сладкими призами но сначала необходимо КГН - /помыть руки/

словесный

игровой

сюрпризный момент

украшают елочку

самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Презентация по теме "Зимушка - Зима".

Содержание:Игра "Тройка" - автоматизация звука [ С ]  в изолированной позиции.Игра "Найди слова со словом "снег" развитие слухового внимания, памяти, автоматизация [ С]  в словах.Игра "Назов...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С  09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе № 10  Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»Вид НОД: комбинированный:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 10 Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 10  Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему “Зимушка – зима "Поет зима — аукает... "

Конспект образовательной деятельности  в подготовительной группе на тему “Зимушка – зима "Поет зима — аукает... "...