Методическая разработка. Конспект занятия на тему "Животный мир морей и океанов" (6-7 лет)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале темы «Животный мир морей и океанов»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животный мир морей и океанов»; совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи; развитие тонкой моторики и координации речи с движениями; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; закрепление навыка слогового и звукового анализа и синтеза; автоматизация и дифференциация звуков.
Коррекционно-воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе; воспитание доброжелательности, самостоятельности, активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_t._morskie_obitateli.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
на тему «Животный мир морей и океанов» (6-7 лет)
Цель: Развитие языкового и фонематического анализа на материале темы «Животный мир морей и океанов»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животный мир морей и океанов»; совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи; развитие тонкой моторики и координации речи с движениями; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; закрепление навыка слогового и звукового анализа и синтеза; автоматизация и дифференциация звуков.
Коррекционно-воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе; воспитание доброжелательности, самостоятельности, активности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Знакомство, изучение материала по данной теме: просмотр плакатов и альбомов «Мир
природы. Животные. Выпуск 2, презентации «Морские обитатели»; материала интерактивной игровой папки Лэпбука «Подводный мир».
Оборудование: ноутбук, презентация, картинки морских обитателей на магнитной основе;
картинки: камешки, ракушки, морское дно и морские звезды;
карточки для выполнения заданий – слоговые схемы слов, звуковые схемы слов;
карточки-названия морских обитателей;
карты для выкладывания схем слов (слоговых, звуковых, названий морских обитателей), проверочные карточки;
цветные карандаши для рисования схем слов.
Ход занятия:
1.Организационный момент, объявление темы, ввод в тему занятия.
Слайд. Берег моря. Создание настроения. Звучит музыка, затем стихает.
Л.: Мы с вами оказались на берегу моря. А хотели бы вы опуститься на морское дно?
Для того чтобы погружаться в морские глубины, нужно многое знать и уметь.
Л.: Люди, каких профессий исследуют моря и океаны?
- (Океанологи, дайверы, водолазы.)
Л.: На чем люди могут спуститься на морские глубины?
- (На подводной лодке, на батискафе, с аквалангом, в скафандре)
Л.: Что необходимо водолазу?
- (Водолазный костюм, ласты, скафандры, баллоны с воздухом.)
Л.: Мы отправимся в плавание на подводной лодке и понаблюдаем за морскими обитателями.
Слайд. Батискаф. Звучат подводные звуки.
2.Игра «Назови, кого увидел в иллюминаторе». Цель: развитие зрительного восприятия.
Слайд. В иллюминаторе появляются сменяющиеся изображения морских обитателей. По части надо узнать и назвать морского обитателя.
Л.: Ребята, кого мы видим в иллюминаторе:
(Ската, морского ёжа, морского конька, рыбу-клоуна, мурену, морскую черепаху, медузу).
3.Игра «Морские рыбы» Цель: координация речи с движением; автоматизация звуков.
Слайд. На слайде появляются: рыба-игла, рыба-пила, рыба ерш, рыба-ёж
Л.: Ребята, давайте покажем морских обитателей.
В глубине, и там и тут Рыбы разные плывут. - Речь с движением. | |
Вот - рыба игла, | Движение руки вперед. |
Вот - рыба пила, | Имитация движения «пилы». |
Вот - рыба ерш, | На ладонь одной руки накладывается ладонь другой руки. |
Вот - рыба еж. | Пальцы рук перекрещиваются. |
Дети повторяют несколько раз с ускорением темпа.
4.Игровое упражнение: «Расскажи о морских обитателях». Цель: развитие связной речи, памяти, автоматизация и дифференциация звуков в активной речи.
Л.: Мы увидели многих обитателей морей и океанов. Расскажите о них.
Дети дают описательные рассказы по выбору. Рассказы детей:
- Акула - … . - Медуза - … . - Скат - … . - Осьминог - … . - Каракатица - … .
- Морская черепаха - … . - Скат - … . - Дельфин - … .
Л.: Ребята теперь мы поднимемся с глубин, мы на песчаном берегу.
5.Игра: «Хлопни, топни, сделай шаг». Цель: развитие слухового внимания, языкового анализа - закрепление умения делить слова на слоги (повторить правило деления на слоги).
На полу разложены «камешки», ракушки» (ориентиры для шагов).
Л.: «Нужно посмотреть на картинку и топнуть, хлопнуть, или сделать столько шагов (вперёд или назад) - сколько слогов в слове, произнося слово. На каждый слог – чёткий шаг вперёд, или назад (ориентиры ракушки).
а-ку-ла, ме-ду-за, скат, ось-ми-ног, ка-ра-ка-ти-ца, кит, че-ре-па-ха, дель-фин и т.п.
Дети видят картинку, проговаривают слово по слогам, двигаясь по инструкции.
6.Игровое упражнение: «Найди сокровища».
Цель: закрепление языкового анализа (слогового). Подобрать карточку с количеством «жемчужин», соответствующим количеству слогов в слове - названии рыб).
Л.: Ребята, мы с вами продвинулись, посмотрите - это жемчужины – сокровища моря, которые образуются в раковинах. У нас с вами много-много жемчужин (карточки со слоговыми схемами).
Теперь вы можете подобрать к своей картинке подходящую карточку.
Дети переходят к столам, на которых разложены карты с картинками морских обитателей и маленькие карточки-схемы для выбора.
7. Игровое упражнение «Нарисуй схему слова». Цель: закрепление фонематического анализа.
Л.: Теперь вы можете нарисовать схему слов-картинок.
На столах разложены карточки с простыми трехсложными и более сложными словами. Также есть дополнительные карточки. Дети выполняют задание на подбор звуковых схем к слову-картинке,
рисуют звуковые схемы слов карандашами. После выполнения – проверка по картам с образцом.
Дети могут по желанию сами написать слово, или выбрать карточку-слово к своей картинке.
8.Итог занятия. Рефлексия.
Л.: Ребята, вы замечательно справились. Давайте, ещё раз взглянем на морское дно, посмотрите, морские звёзды разных цветов. Вспомним, о чём мы сегодня говорили, что делали. Ребята, выберете :
- красную звёздочку, если было интересно и захотелось еще узнать о морских обитателях;
- жёлтую, если что-то было сложно.
На столе картинки с изображением морского дна с морскими звездами красного и желтого цвета и отдельно морские звездочки. Дети выкладывают маленькие звёздочки к выбранной звезде по цвету.
Дети делятся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет
уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются о...
Методическая разработка. Конспект НОД по теме "Животные жарких стран" для детей подготовительной группы с ОНР.
Активизация, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи, сравнение слов разной слоговой структуры....
Методическая разработка. Конспект занятия на тему " Широкая масленица"
Планирование непрерывной образовательной деятельности на неделю....
Методическая разработка.Конспект занятия на тему:"Петушок с семьей"для младшего возраста.
Конспект занятия на тему: "Петушок с семьей ....
Методическая разработка. Конспект занятия на тему " Широкая масленица"
Рассказ о масленице...
Методическая разработка конспекта занятия по теме Овощи с использованием ЭОР
Методическая разработка...
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животный мир морей и океанов"
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР...