Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по дифференциации звуков [3-Ж] в слогах, словах, предложениях
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие построено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, все задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. В занятии затрагиваются все образовательные области: социально – коммуникативное, речевое, физическое и познавательное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по дифференциации звуков [3-Ж] в слогах, словах, предложениях
Составитель: учитель-логопед Роднова А.А.
МБДОУ «Детский сад №105»
2022г.
Аннотация
Общее недоразвитие речи- это нарушение, связанное с формированием речи у детей. Это недоразвитие затрагивает все стороны речи: лексическую, звуковую, грамматическую, семантическую. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной.
1 уровень общего недоразвития речи характеризуется ограниченным словарным запасом слов. Для такого ребенка одно слово — целое предложение. Ребенок не всегда понимает значение слов, путает слоги, сокращает произносимое слово до 1-2 слогов. Большая часть времени речь ребенка —невнятный лепет.
Дети со вторым уровнем общего недоразвития речи могут составлять примитивные предложения из 2-3 слов. Часто путают значения слов, заменяют одни другими. Допускают частые грамматические ошибки в построении речи. Детский лепет и искаженные звуки изобилуют в речи дошкольника.
Характерными особенностями дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития являются замены звуков, схожих по акустическим признакам, смешения звуков, недоразвитие процессов дифференциации звуков, недостаточная точность употребления звуков речи.
Помимо звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи присутствуют нарушения слоговой структуры слова, сложности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Речь бедная, нераспространенная, недостаточный словарный запас слов. Страдает связная речь и все психические процессы. Такие дети нуждаются в более длительной автоматизации и дифференциации звуков.
Работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи различна, определяется сроком- от 2 лет и более. Детям рекомендовано проходить коррекционно-воспитательную работу в группах компенсирующей направленности. Занятия проводятся фронтально и индивидуально. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 25 минут.
Данное занятие построено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, все задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. В занятии затрагиваются все образовательные области: социально – коммуникативное, речевое, физическое и познавательное развитие.
Цель: Организовать речевую деятельность детей, направленную на дифференциацию согласных звуков [З] и [Ж] в слоге, слове и предложении; создать условия для развития фонематического слуха, слухового восприятия, навыков самоконтроля; пробудить интерес ребенка к правильному произнесению звуков [З] и [Ж] в словах в собственной речи.
Задачи:
Коррекционно—образовательные:
-Уточнение правильной артикуляции звуков [З] и[Ж];
-Закрепление правильного произношения звуков [З] и [Ж];
-Формирование грамматического стоя речи, словоизменения и словообразования;
-Расширение словаря по теме «Насекомые» (комар, муха, таракан, блошка, бабочка, паук).
Коррекционно-развивающие:
-Улучшение фонематического восприятия и навыков звукового
анализа слов;
- Развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики;
-Формирование зрительного восприятия, пространственных представлений.
Воспитательные:
-Создать ребенку положительный эмоциональный настрой.
-Вызвать у ребёнка желание заниматься с логопедом.
Планируемые результаты: дети различают звуки [З] - [Ж] в слогах, словах и
предложениях.
Оборудование: проектор, компьютер
Демонстрационный материал: презентация, предметные и сюжетные картинки
Раздаточный материал: зеркала, картинки, с изображением мухи и комара, полоски из бумаги.
Предварительная работа: чтение сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие.
Логопед: «Доброе утро, дорогие ребятки! Я очень рада, что вы все сегодня пришли на занятие, ведь нас ждет такое веселое и увлекательное путешествие в мир звуков!»
-логопед читает стихотворение:
«Говорить сегодня будем громко!
И все решим головоломки!
Сильно мы спешить не будем,
Все ответы раздобудем!»
Логопед: а сейчас мы потренируем наше дыхание
Дети берут полоски из бумаги и дуют на нее сначала быстро, отрывисто, а потом медленно.
Логопед: сегодня мы с вами отправимся в гости к главным героям сказки «Муха Цокотуха»- Мухе и Комару! Представляете, злобный паук схватил и взял в плен нашу муху-Цокотуху! И прежде, чем мы познакомимся с Мухой и остальными насекомыми из сказки, мы должны помочь отважному комару справиться со всеми заданиями для того, чтобы освободить нашу Муху от злого паука! (слайд 2)
Давайте сначала повторим, какой же звук произносит наша муха? Дети: Ж-Ж-Ж! правильно, Ж-Ж-Ж! А если она летит далеко-далеко? Произнесем шепотом –ж-ж-ж.… а как же произносит комарик, когда рядом с нами? Дети: З-З-З!! Молодцы! А если комар далеко? Дети: З-з-з-з(шепотом). (слайд 3)
— Сегодня на нашем занятии мы с вами будем учиться четко и красиво произносить и различать согласные звуки [З] и [Ж] для того, чтобы спасти нашу муху-цокотуху от злого паука, который ее взял в плен, и отправиться на пир к остальным насекомым.
-Теперь мы немного разомнемся и сделаем зарядку (выполняем по тексту и повторяем за логопедом):
«Давай 5 раз присядем,
И 10 раз подпрыгнем.
На стульчик снова сядем,
И ножками подрыгаем.
А теперь пришла пора
Язычок размять слегка!»
Логопед: молодцы! Теперь каждый возьмёт в руки зеркало и выполнит упражнения:
Лопаточка, Чашечка, Лошадка, Грибок, Гармошка, Конфета, Почистим зубки
II. Основная часть.
Логопед: Давайте снова напомним комару, как произносит муха? Дети: (Ж-Ж). Логопед: а какой воздух выходит при произнесении этого звука? Дети:(Теплый!) Логопед: а язычок поднят куда? Дети:(наверх!). Логопед: а комар как произносит? Дети:(З-З-З-). Логопед: Тут выходит какой воздух? Дети: (холодный). Логопед: а кончик язычка упирается куда? Дети: (в нижние зубки)
III. 1.Дифференциация [З-Ж] на слух и в произношении:
Первое задание: «остановка Чистоговоркино».
Логопед: повторяйте за мной
зо-жо-зо; за—за—жа;
уз-уж-уз; аж—оз—ож;
За- За-За-вот звезда!
Жу-жу-жу— не тужу!
Иж—из—ыж — я на лыжах.
Жу—Жу-Зу ——звезду жуку я привезу.
2.Дифференциация звуков [з – ж] в словах.
Логопед: Молодцы! С первым заданием мы справились. Поехали дальше. У каждого на столах лежат карточки с мухой и комаром. Я буду
называть сначала слоги, а потом слова, когда вы услышите звук [З] — поднимите карточку, на которой нарисован комар. Когда услышите звук [Ж] - поднимите карточку, где нарисована муха.
Слоги: жа, за, уз, жу, зо, aж.
Слова: лужа, замок, жёлудь, зонт, жижа, золото, кожа, забор, колхоз, жаба.
3. Дидактическая игра «Измени слово»:
Логопед: Здорово! Теперь перейдем к третьему заданию и поиграем в игру «Замени-ка»
Будем заменять звук З на Ж
ВЯЗАТЬ-вяжу
-Теперь вы:
Резать- (режу)
Наказать (накажу)
Сказать(скажу)
Слизать (слижу)
Возить (вожу)
4. Звуковой анализ слова «ЖЕЛЕЗО»
Логопед: сейчас мы с вами будем помогать комару составлять схему слова «Железо»
Логопед: дети, сколько же слогов в слове «железо»? Давайте отхлопаем вместе. ЖЕ-ЛЕ-ЗО. Дети: три!
Логопед: а какой первый звук в первом слоге? Дети: [Ж]!
Логопед: а в третьем? Дети: [З]!
Давайте составим схему и отметим гласные и согласные звуки. (слайд 4)
5. Игра «Угадай звук».
Логопед: вот мы уже подошли к пятому заданию. Какой звук есть в этих словах, [Ж] или [З]? (слайд 5)
Баклажан, ежик, заяц, божья коровка, зефир, фазан, змея.
6. Чтение слов с пропущенными буквами.
Логопед: ребята, оказывается, пока мы составляли схему и угадывали звуки в слова, злой паук стер первые буквы в словах! Давайте мы с вами подумаем и скажем, какую первую букву нужно вписать, чтобы слово получилось правильным:
…ук, ,…абор, …ираф, …аба,…убы, …аяц, …олото, …елудь. (слайд 6)
7. Игра «Угадай Насекомое»
Логопед: ребята, а кто же еще должен быть на бале вместе с мухой и комаром? Давайте вместе с комариком отгадаем их. Я буду описывать насекомое, а вы попробуете отгадать, кого я имею ввиду.
- Логопед: у этого насекомого длинные усики. Дети: Таракан.
- Логопед: очень маленькие. Часто бывают у животных. Дети: Блошки.
- Логопед: насекомое, с красивыми крылышками. Дети. Бабочка
- Логопед: маленький, черный, у него 8 лап. Дети: Паук
- Логопед: правильно! Это сам злодей, который и похитил нашу муху.
Логопед: а теперь посмотрим на экран и узнаем, правильно ли мы всех отгадали? (слайд 7)
8. Отгадывание загадок
Логопед: у нас осталось последнее задание! Выполнив его, комар сможет спасти муху! Давайте теперь попробуем отгадать загадку:
Рядом с ласковой малиной
Мы недавно посадили
Ягоду чудесную,
Очень интересную!
Цветом — будто бы чернила,
Никогда «лицо» не мыла.
Только это — не черника,
Это наша...
Дети:(ЕЖЕВИКА) (слайд 8)
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Логопед: какие звуки мы сегодня учились различать? Дети: [Ж] и [З].
Логопед: а они какие, гласные или согласные? Дети: согласные. Логопед: а к кому в гости мы сегодня приходили? Дети: к насекомым из сказки «Муха Цокотуха». Логопед: и каких же насекомых вы сегодня узнали? Дети: комара, муху, таракана, блошку, бабочку, паука. Логопед: помогли мы сегодня комару справиться с заданиями? Дети: да! Логопед: здорово! Значит, мы с вами сегодня вместе с комариком победили злого паука и спасли нашу муху! Вы сегодня большие молодцы! А еще сегодня мы с
вами учились четко и правильно произносить, и различать на слух согласные
звуки [Ж] и [З].
2. Релаксация.
Логопед: давайте с вами отдохнем, закроем глазки, будем спокойно дышать, расслабим ручки и ножки, ведь мы сегодня так хорошо поработали
«Ветер рвется нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки нова на колени.
А теперь-немного лени,
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики» (слайд 9)
Логопед: открываем глазки и встаем
Литература:
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — АльнС, 2013. — 366 с.
- Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
Презентация к конспекту во вложении (pptx, 2.07 МБ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква "Г"
Знакомство детей со звуком и буквой "Г"...
Конспект открытого занятия в полготовительной группе для детей с ОНР "Весна. Дифференциация звуков Р-РЬ"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Весна" и дифференциация звуков р-рь....
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Звуки М, Мь"
Представлен конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему "Звуки М,Мь". Занятие было подготовлено для открытого показа в конце учебного года. Цель открытого показа - п...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: «Звуки вокруг нас.»
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: «Звуки вокруг нас.» Развить интерес к миру звуков; привлечь их внимание к звуковой (внешней)...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Закрепление звука [c], буквы Сс»
Образовательные: автоматизация правильного произношения звука [с], знакомство с многозначным словом; совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита; совершенствова...