Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Звуки М, Мь"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юровских Ольга Борисовна

Представлен конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему "Звуки М,Мь". Занятие было подготовлено для открытого показа в конце учебного года. Цель открытого показа - показать, чему научились дети старшей логопедической группы за  год. Занятие направлено на комплексное развитие всех компонентов речевой деятельности у детей: развитие артикуляционной моторики,речевого дыхания, пропроизношения,  фонематического восприятия, обучение грамоте , навыкам языкового анализа, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Конспект НОД в старшей группе

              для детей с ОНР  на тему «Звуки М, Мь»

Коррекционно-обучающие задачи:

-Уточнить артикуляцию и произношение  звуков М, Мь.

- Закрепить понятия «гласный, согласный звук, согласный глухой, звонкий, твёрдый, мягкий;  слог, слово, предложение.

- Продолжать учить детей выделять согласный звук в начале и в конце слова.

- Продолжать учить детей определять мягкость/твёрдость  согласного звука в   слове.

- Учить детей делить слова на слоги.

- Учить детей выполнять анализ простого односложного слова.

- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы  существительного.

- Закрепить умение правильно употреблять предлоги  НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

-Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику, тактильную чувствительность кистей рук.

- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Продолжать учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.

- Воспитывать самостоятельность.

Словарная работа:  звук , слог, слово, предложение; гласный звук, согласный звук (звонкий, глухой, твёрдый, мягкий).

Предварительная работа: Ознакомление детей с понятиями:  гласный звук, согласный звук (звонкий, глухой, мягкий, твёрдый), слог, слово, предложение.

Знакомство со звуками М, Мь, их аккустическими характеристиками. Обучение делению слов на слоги. Обучение анализу обратных и прямых слогов, односложных слов.

Оборудование: Игрушка Лунтик, большая бумажная ромашка с лепестками, предметные картинки (машина, матрёшка, мяч, мишка, мотоцикл, мышка, гном, дом, колокольчик, одуванчик, мак), корзинки (зелёная и синяя), панно с прорезями с изображением комнаты с мебелью и игрушками, подносы с песком для каждого ребёнка, карточки для обозначения количества слогов в слове, фишки для звукового анализа, символы гласных звуков, зеркала, медальки для детей.

Ход: 1) Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!  Сейчас сядет на своё место тот, кто правильно назовёт лишнее слово. Слушайте внимательно:

-Кукла, пирамидка, мяч, шуба.

- Яблоко, груша, банан, огурец.

- Тарелка, ложка, стакан, кровать.

- Помидор, морковь, капуста, апельсин.

- Кофта, брюки, носки, сапоги.

- Диван, стол, шкаф, шапка.

( Дети садятся за столы)

2) Психогимнастика   «Хорошее настроение»

 –Ребята, возьмите свои зеркала, посмотрите на себя и улыбнитесь. Посмотрите, какие вы все красивые и весёлые. Покажите друг другу , какое у вас хорошее настроение.

- Молодцы, а сейчас давайте сделаем зарядку для нашего язычка.

Все ребята по порядку

Дружно делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Артикуляционные упражнения: Чистим зубки, Качели, Вкусное варенье

- А теперь давайте вспомним и пропоём песенки гласных звуков А, О, У. Вдох через нос, выдох через рот.  (Логопед показывает детям символы гласных звуков, дети их пропевают  на выдохе).

- Почему мы называем их гласными?

3) – Ребята, сегодня у нас необычный гость. Отгадайте, кто он?

Загадка:   Знают взрослые и дети,

                 Что упал с другой планеты – фиолетовый зверёк,

                  Детям маленьким – дружок.    (Лунтик)

- Правильно, это Лунтик.  Он хочет поиграть с вами и даже приготовил для вас задания. Лунтик очень любит цветы, и поэтому свои задания он написал на лепестках большой ромашки. Но сначала, Лунтик приглашает вас сходить с ним в его любимый игрушечный магазин. Вы согласны?

(Открывается доска с надписью «Магазин игрушек». На ней предметные картинки: машина, матрёшка, мышка, мотоцикл, гном, дом)

- Дети, посмотрите, сколько в магазине разных игрушек. Давайте их назовём. На какой звук начинаются слова: матрёшка, мотоцикл, машина, мышка?

- Сегодня мы с вами повторим звук М.

Характеристика звука М:

- Звук М гласный или согласный? Почему?

- Звук М глухой или звонкий согласный? Почему?

Повторение слоговых дорожек:

Ам-ом-ум                       ма-мо-му

Им-им-ом                       ми-ма-мо

Ум-ам-ом                        му-ма-ми

4) –Ребята, давайте посмотрим, какое первое задание приготовил для нас Лунтик.

(Логопед читает детям задание на первом лепестке ромашки.)

-Лунтик просит нас расставить игрушки правильно. На верхнюю полку нужно поставить игрушки, в названии которых звук М стоит в начале слова. А на нижнюю полку поставим игрушки, в названии которых звук М стоит в конце слова.

(Дети выходят по одному, называют слово, определяют место звука в слове и ставят картинку на нужную полку)

5) –А  вот и следующее задание от Лунтика:- «Ребята, я очень люблю играть с игрушками. Помогите мне научиться называть свои любимые игрушки ласково».

(Проводится игра с мячом «Назови игрушку ласково»)

6) – Пока мы с вами играли, в магазин привезли ещё игрушки: мишку и мяч.

Мы с вами знаем. Что согласный звук в разных словах может звучать по разному. Он может быть твёрдым или мягким. Давайте поможем Лунтику выполнить следующее задание. Игрушки, в названии которых звук М твёрдый, положим в синюю корзинку. А игрушки, в названии которых звук мягкий Мь, положим в зелёную корзинку.

(Дети раскладывают картинки по корзинкам).

7)  Физминутка

Посмотрите, в магазине                   (сжимают-разжимают пальцы рук)

Все игрушки на витрине:                   (разводят руками перед собой)

Заводные зайчики,                              (загибают по одному пальчику,

Куколки и мячики                                 начиная с большого)

Пушистые котята,

Матрёшки, медвежата.

Все на полочках сидят,                      (приседают)

Поиграть они хотят.                           (прыжки на месте)

И мечтают, чтобы мы                        (сжимают-разжимают пальцы рук)

В дом к себе их принесли.                  (шагают на месте)

8) – Посмотрите, ребята, а сейчас мы оказались у Лунтика в гостях.

(выставляется панно с изображением комнаты с мебелью и игрушками)

- Давайте возьмём следующий лепесток  ромашки и узнаем, какое следующее задание приготовил для нас  Лунтик.  

- Ребята, Лунтик очень торопился к нам в детский сад и забыл убрать игрушки у себя в комнате. Видите, они разбросаны повсюду. Скажите, где лежит каждая из игрушек. Составьте предложения правильно.

(Дети составляют предложения с предлогами НА,ПОД,ЗА,ПЕРЕД).

-Лунтик просит нас помочь ему  навести в комнате порядок и сложить все игрушки в корзину.

(Дети складывают игрушки в корзину).

-Молодцы, и с этим заданием вы справились!

9) –Давайте посмотрим,  какое же следующее задание приготовил для нас наш гость. Дети, Лунтик просит нас посчитать сколько слогов в словах: машина, мяч, мишка.

(Дети считают количество слогов в каждом слове и показывют  подходящюю карточку).

- Какое из этих слов самое длинное? А какое самое короткое?

10) – Ну вот и последнее задание от нашего друга. Лунтик с Милой играли в песке. Вдруг подул сильный ветер и засыпал то, чем они играли. Давайте поможем Лунтику и Миле найти пропавшие предметы в песке.

( Дети подходят к подносам с песком.  Выполняют упражнения с песком).

- Положите ладошки на песок и почувствуйте, какой он приятный на ощупь.

- Покажите ладошками, как идёт мишка по песку.

- Покажите ладошками, как машина едет по песку.

- Покажите пальчиками, как дождик капает по песку.

- Найдите в песке пропажу Лунтика и Милы.

( Деи находят в песке картинки с цветами).

- Вот что потеряли наши герои. Ребята, какие цветы вы нашли?  (колокольчик, одуванчик, мак)

- Название какого из этих цветов начинается на звук М?  (мак)

- Давайте разберём слово МАК.

( Дети выполняют анализ слова МАК у себя на столах. Один ребёнок выкладывает на доске)

11) Итог занятия

- Ребята, про какой звук мы сегодня с вами говорили? (звук М)

- Звук М какой? (согласный звонкий)

- Каким может быть звук М в словах? (мягким или твёрдым)

- Дети, Лунтику очень понравилось с вами играть. Вы все сегодня очень старались, правильно отвечали, выполняли все задания. За это наш гость приготовил вам подарки на память. Это медальки, на которых нарисован Лунтик со своими друзьями.

( Логопед раздаёт детям медальки) 

                 

                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Имена собственные и их уменьшительные формы. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения"

Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 5-6  лет, воспитывающихся в условиях специальной группы. Продолжительность занятия составляет в среднем 20-25 ми...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «В гости к королеве Вкусноежке»

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНЫ гости к королеве Вкусноежке»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Наши любимые домашние животные»

- уточнить и систематизировать знания детей : о названиях домашних животных и их детенышей ; о месте их содержания ; о пользе домашних животных.- активизировать словарь детей словами , обозначающими и...