План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: «Звуки вокруг нас.»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме:
«Звуки вокруг нас.»
Развить интерес к миру звуков; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; сформировать понятие о речевых звуках.
Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_l.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме:
«Звуки вокруг нас.»
Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас
Коррекционно-образовательные цели: развить интерес к миру звуков; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; сформировать понятие о речевых звуках.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.
2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.
3. Развивать внимание, память.
Оборудование: зеркало на каждого ребенка, мячики, картинки: собака, корова, машина, листья, комар, муха, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, бубен.
1.Оргмомент
Посмотрите на эти лица.
Детям показывают пиктограммы. Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
2.Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
3.Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. Проводится игра «Угадай, что звучит?»
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда?
(Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Динамическая пауза.
Игра «Прогулка в лес»
Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и предлагает пойти на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться» .
После окончания игры дети идут к столам, перешагивая через мячи.
- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. - Садитесь.
Игра «Кто позвал?».
- Узнайте по голосу: кто позвал по имени?
Педагог выбирает водящего. Ребенок-водящий закрывает глаза. Он должен по голосу определить того, кто назвал его имя.
Знакомство с термином «Речевой звук»
Развитие слухового внимания и памяти.
Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить (показ предметных картинок).
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: му-му-му.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины трещали: тр-тр-тр.
Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.
А комары всё пели: з-з-з.
- Помогите мне рассказать его снова (Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).
Как перекликались поезда? (Ууу!)
Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Произношение отдельных звуков. Развитие просодии
Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у.
Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?
Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Н.В. Новотворцева
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте?
(Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.
Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. (часики , качели)
А еще надо научиться правильно дышать.
Упражнение на дыхание «мячик-ямка».
«Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.
Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.
Физминутка.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках ладони, локти.
Лицо, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени. Есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, щёки и виски,
Две ноздри, что так близки.
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Итог занятия
Что мы слушали? (Звуки)
Чем мы слушали? (Ушами.)
Чем произносим звуки? (Ртом.)
Какие неречевые звуки звучали?
Какие речевые звуки произносили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква "Г"
Знакомство детей со звуком и буквой "Г"...
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Звуки М, Мь"
Представлен конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему "Звуки М,Мь". Занятие было подготовлено для открытого показа в конце учебного года. Цель открытого показа - п...
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"Цель: Создание условий для формирования фонематических пре...
План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Звук [о]"
Тема занятия: «Звук [о]»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие звуковой культуры речи детей на материале ознакомления их со звуком ...
План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Признаки фруктов"
Тема занятия: «Признаки фруктов»Лексическая тема: «Фрукты»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая группаЦель: развитие лексико-грамматических средств яз...
План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Фрукты"
Лексическая тема: «Фрукты»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы...