План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: «Звуки вокруг нас.»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гусева Елена Анатольевна

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме:

 «Звуки вокруг нас.»  

Развить интерес к миру звуков; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; сформировать понятие о речевых звуках.

Развитие длительного плав­ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_l.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме:

 «Звуки вокруг нас.»

Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас

Коррекционно-образовательные цели: развить интерес к миру звуков; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; сформировать понятие о речевых звуках.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.

2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.

3. Развивать внимание, память.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка, мячики, картинки: собака, корова, машина, листья, комар, муха, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, бубен.

1.Оргмомент

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы. Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2.Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3.Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. Проводится игра «Угадай, что звучит?»

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.

Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда?

(Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Динамическая пауза. 

Игра «Прогулка в лес»

Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и предлагает пойти на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться» .

После окончания игры дети идут к столам, перешагивая через мячи.

- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. - Садитесь.

Игра «Кто позвал?».

- Узнайте по голосу: кто позвал по имени?

Педагог выбирает водящего. Ребенок-водящий закрывает глаза. Он должен по голосу определить того, кто назвал его имя.

Знакомство с термином «Речевой звук»

 Развитие слухового внимания и памяти.

Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить (показ предметных картинок).

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: му-му-му.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины трещали: тр-тр-тр.

Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.

А комары всё пели: з-з-з.

- Помогите мне рассказать его снова (Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

Как перекликались поезда? (Ууу!)

Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у.

Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

 Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

Н.В. Новотворцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте?

 (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Артикуляционная гимнастика. 

Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.

Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. (часики , качели)

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка». 

«Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.

Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.

 Физминутка.

Есть на пальцах наших ногти, 

На руках ладони, локти. 

Лицо, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове 

Уха два и мочки две.

Брови, щёки и виски,

Две ноздри, что так близки.

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки)

Чем мы слушали? (Ушами.)

Чем произносим звуки? (Ртом.) 

Какие неречевые звуки звучали?

Какие речевые звуки произносили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Звуки М, Мь"

Представлен конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему "Звуки М,Мь". Занятие было подготовлено для открытого показа в конце учебного года. Цель открытого показа - п...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"Цель: Создание условий для формирования фонематических пре...

План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Звук [о]"

Тема занятия: «Звук [о]»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие звуковой культуры речи детей на материале ознакомления их со звуком ...

План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Признаки фруктов"

Тема занятия: «Признаки фруктов»Лексическая тема: «Фрукты»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая группаЦель: развитие лексико-грамматических средств яз...

План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Фрукты"

Лексическая тема: «Фрукты»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы...