Конспект открытого занятия в полготовительной группе для детей с ОНР "Весна. Дифференциация звуков Р-РЬ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Весна" и дифференциация звуков р-рь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_vesna_2017.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Весна. Дифференциация звуков Р и Рь».
Цель: Учить детей дифференцировать звуки [ р ] и [ р ].
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить представления детей о приметах весны, чередовании месяцев;
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
-закрепить четкое произнесение звуков "р", "рь", их дифференциации на слух в слогах, словах;
Коррекционно-развивающие задачи:
- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы "Весна";
- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
- закреплять правильное произношение и различение звуков [ р ] и [ р ]
в словах, в предложениях.
-развивать умение детей определять место звуков р,рь в слове.
- развивать звуковой анализ и синтез слов.
- формировать и развивать фонематическое восприятие.
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать чувство любви и бережное отношение к окружающей среде.
-воспитывать терпение, умение выслушивать до конца взрослого, сверстника.
Оборудование:
схемы с изображением явлений весны; картинки со звуками р-рь, карточки со звуковыми схемами, домики синий и зелёный.
Ход занятия
I. Организационный этап:
Дети заходят в группу под музыку Чайковского «Март. Апрель. Май».
Учитель-логопед загадывает загадку:
«Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?» (весной)
-Дети, скажите, какое сейчас время года? (весна)
Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Сейчас мы с вами отправимся в весенний лес. Для этого нам нужно перейти речку по волшебному мосту.(из массажных дорожек построить мостик) Цепочкой друг за другом переходим речку.
II. Основной этап:
Л.:-Вот мы и попали в лес (звучит запись звуков весеннего леса). Закройте глаза и представьте, что вы на лесной полянке. Какие деревья вы видите вокруг? (представление, визуализация, припоминание названий деревьев )(ответы детей)
-А вы знаете, что у Весны есть три помощника? Это три весенних месяца. Как они называются? (март, апрель, май)
-Сейчас мы с ними познакомимся. Выходит Март (ребёнок). Загадывает загадку:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад-
Заглянул к нам месяц….(март)
Л.: - Ребята, давайте вспомним, что происходит в природе в марте? (тает снег, солнце начинает сильнее греть, день становится длиннее, тает снег, появляются проталины, лужи, сосульки ). Ответы детей с опорой на картинки.
Л.:-Снег растаял, и в лесу можно найти много интересного. Вот и Март приготовил для вас задание. Март отдаёт конверт с заданием.
Задание:
Л: Расскажите артикуляцию звука р.
- Губы свободны, зубы сближены, язычок за верхними зубами.
Мы сильно дуем на язычок, и он вибрирует, дрожит.
- Давайте попробуем. /Дети выполняют/. Что создаёт преграду? (язык)
Дайте характеристику звуков р-рь.
Р-согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом.
Рь-согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом.
-Что общего у этих звуков? Какие различия?
Игра «Поймай звук». Произношение звуков в слогах и словах.
Я буду произносить слоги и слова , а вы на звук Р –поднимите руки вверх, а на звук РЬ- хлопнуть в ладоши. Итак, слушайте: ба, ра, бю, рю, мя, ря, жа, ра, бе, ре, бю, рю, бу, ру, би, ри, бы, ры, топор, мороз, букварь, рак, Рита, рис, игры.
Л.:- Прошел месяц и на смену марту пришел другой месяц.
Входит ребенок Апрель:
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель-
В гости к нам пришёл…..(апрель).
Л.:-Давайте вспоминать, какие изменения происходят в этом месяце.(солнце греет сильнее, день становится длиннее, а ночь короче, просыпаются от спячки звери, прилетают перелетные птицы, на деревьях набухают почки, на реке ледоход).
Л.:-Ребята, Апрель уже приготовил свое задание . Апрель даёт конверт с заданием. Игровое задание «Слушай звуки [р] и [ р ] в словах».
/ На ковре разложены картинки с этими звуками.
Чуть поодаль стоят два домика: зеленый и синий./ Учитель логопед, обращается к детям: Сейчас, ребята, мы пойдем в гости к звукам [ р ] и [ р ].
- Посмотрите, на какой волшебной полянке мы оказались. Возьмите по
одной картинке, рассмотрите .
- Дети, посмотрите на полянке два домика: синий и зеленый. Как вы думаете в каком домике живет [ p ]. Почему? А звук [ pь ]. Почему?
Учитель логопед: Так как мы с вами попали на волшебную полянку, то я
сейчас вас превращу в тех птиц, насекомых и животных, которые
изображены у вас на картинках.
- Стояла хорошая погода, вы отправились на прогулку. Вдруг небо
потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался дождь. Вы должны
спрятаться от дождя, но можете попасть только в свой домик.
/Дети прячутся в домики/.
- Проверим, в свой ли домик вы попали?
- В каком домике должна спрятаться стрекоза? Почему? И т.д.
/Затем дети меняются картинками и игра повторяется/.
Динамическая пауза «Пришла весна» под музыку.
А весной, а весной снег по всюду тает (поворот с приседанием)
А весной, а весной птички запевают (машут крыльями)
Чик-чирик, чик-чирик птички запевают /2р/ (хлопают в ладоши)
А весной, а весной солнышко проснётся (показывают солнышко руками)
А весной, а весной деткам улыбнётся (показывают улыбку)
Ля-ля-ля деткам улыбнётся /2р/ (хлопают, поворачиваются вокруг себя)
А весной, а весной зацветут цветочки (ставят ногу на носок, потом на пятку)
А весной, а весной мы сплетём веночки (приседают «пружинка»)
Ля-ля-ля мы сплетём веночки (2р) (хлопают, поворачиваются вокруг себя)
Л.:-Вот закончился и Апрель.
Наступает последний месяц весны. А вот и он сам. Выходит ребенок Май:
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край-
Нас теплом встречает….(май)
Л.:-Что происходит в природе в последний весенний месяц? (солнце греет сильно, день прибавляется, цветут деревья, зелёная трава, начинаются первые грозы, появляются насекомые)
Просыпаются насекомые и животные. Я предлагаю пойти и посмотреть. Посмотрите шарики на кого похожи ? (на ёжиков).
Упражнение с мячом-ёжиком.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку (соответственно)
Будто я сметаю крошку (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
мяч летает между рук!
Л.:-Ребята, а Май тоже приготовил вам интересное задание. Май даёт конверт с заданием.
Игра проходит за столами. Столы поставлены по кругу. На столах лежат
карточки со словами. Сделать звуковой анализ слов: удар, Рита (Проверить на доске)
А ещё Май предлагает разделиться на 3 команды и собрать слова.
Игра «Слово рассыпалось». (Весна, лужа, небо). Собрать слова, прочитать.
-Вот мы и познакомились с помощниками весны.
Как их зовут? (март, апрель, май)
Л.:А теперь пора нам возвращаться в группу.(переходим по мостику)
III. Заключительный этап:
-Понравилось вам наше путешествие в весенний лес?
Весенние месяцы приготовили вам подарки. Медали с солнышком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..
Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....
Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».
Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...
Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»
Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....
Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР воспитателя Будановой О.В.
Открытое занятие в группе ЗПР....
Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».
Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО». Образовательная область: художественно-эстетическое раз...
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР дифференциация звуков [л]-[р] в словах и фразах ( по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»)
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР на этапе дифференциации звуков....
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР Дифференциация звуков [З] - [Ж]
Дифференциация звуков [З] - [Ж] Цель. Научить детей дифференцировать звуки [З]-[Ж].Задачи:Коррекционно-обучающие:- закрепить четкую артикуляцию звуков [З], [Ж];- учить детей давать характеристику...