Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
Логоритмика, по определению , одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи:
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
Логоритмика, по определению , одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи:
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.
Достижение наилучших результатов, по нашему мнению, возможно при соблюдении определённых условий. Так, логоритмическое занятие продолжительностью до 30 минут должно проводиться 1 раз в неделю после познавательного и логопедического, и составляется с опорой на лексические темы, причём занятийный материал может не выучиваться заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.
Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.
Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:
Вводные – ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.
С одной стороны, логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.
В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала на логопедических занятиях; взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д.), среди которых немаловажная роль отводится совместной разработке и проведению логоритмических занятий.
Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.
Литература:
1. Боромыкова речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.
2. А. Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.
3. А. Крупенчук и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.
4. , Хомутова физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с.37-42.
5. Гоголева, в детском саду. – Ярославль. Академия развития,2006.
6. Картушина занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003.
7. Крупенчук меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.
8. Лопухина – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997.
9. Родионова и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
10. Правдина , М.:Просвещение, 1973.
11. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
12. Преснова двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....
Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....
Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».
Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...
Презентация по теме: "Технология моделирования в процессе конструктивной деятельности в рамках коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками". 2022г.
Данный материал поможет педагогам составить планирование работы с детьми с особыми образовательными потребностями по конструктивной деятельности....