Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.
Логоритмика, по определению Г.А.Волковой, одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_v_dou.doc | 32.5 КБ |
logoritmika_v_dou_2.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется в нашем дошкольном учреждении с коррекционной целью.
.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи:
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.
Достижение наилучших результатов, по нашему мнению, возможно при соблюдении определённых условий. Так, логоритмическое занятие продолжительностью до 30 минут должно проводиться 1 раз в неделю после познавательного и логопедического, и составляется с опорой на лексические темы, причём занятийный материал может не выучиваться заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.
Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.
Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:
- Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
- Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
- Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
- Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
- Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
- Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
- Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.
С одной стороны, логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.
В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала на логопедических занятиях; взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д.), среди которых немаловажная роль отводится совместной разработке и проведению логоритмических занятий.
Таким образом, во время логоритмических занятий решается несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.
Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
- данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
- в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
II. Обследование моторных функций
В последнее время в логопедической практике встречается большое количество детей дошкольного возраста с минимальными нарушениями произносительной стороны речи. Такие дети в школе, как правило, имеют трудности при овладении чтением и письмом, поэтому в старшем дошкольном возрасте они нуждаются в тщательном обследовании и уточнении логопедического заключения.
Наряду с общеизвестными и общепринятыми методами логопедического обследования в настоящее время разработаны нейропсихологические методики и различные сенсибилизированные пробы, направленные на выявление диспраксических (кинетических и кинестетических) нарушений у детей 6-
7 лет.
Во избежание утомления и перегрузки обследование нужно проводить в утренние часы с каждым ребенком.
Обследование состояния общей моторики
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследование дви-гательной памяти, переключаемости движения и самокон-троля при выполне нии двигательных проб | з) логопед показывает 4 движется для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс | отметить качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое |
2. Исследование произвольного торможения движений | маршировать и, остановиться, внезапно по сигналу | отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу |
3. Исследование статической координации движений | а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги | отметить: свободно удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону,балансирует туловищем, pyками, головой; сходит с места |
4. Исследование динамической координации движений | а)маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами | отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается |
5. Исследование пространственной организации (по подражанию) | а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, | отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей |
6. Исследование темпа | а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а но следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе | отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный |
7. Исследование ритмического чувства | а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок ( I II, II Ill, I II II, II III II, I II III I, I II III I III I III II) | отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке |
Обследование состояния мелкой моторики
Обследование статической координации движений пальцев рук: | - выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5; | При выполнении этой пробы отмечается: (с первого предъявления, со второго предъявления, после совместного выполнения с экспериментаторомневыполнение); (плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое); (персеверации, нарушение последовательности движений); |
Обследование динамической координации движений пальцев рук: | - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки); | |
проба на реципрокную координацию: | - сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти; |
Обследование состояния мимической моторики
выраженность носогубных складок и их симметричность; | - поднять брови (удивиться); | Оценивается: |
Обследование состояния артикуляционной моторики
Обследование движений нижней челюсти | опустить нижнюю челюсть и удерживать ее в этом положении при счете до 5; | Оценивается: |
Обследование • движений губ: | - сомкнуть и разомкнуть губы; | |
Обследование движений языка: • | слегка выдвинуть широкий язык и положить его на нижнюю губу, удерживать его при счете до 5; | |
Обследование движений мягкого нёба: • | - покашлять с открытым ртом, язык держать на нижней губе; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....
Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....
Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».
Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...
Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУОдним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии...
Презентация по теме: "Технология моделирования в процессе конструктивной деятельности в рамках коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками". 2022г.
Данный материал поможет педагогам составить планирование работы с детьми с особыми образовательными потребностями по конструктивной деятельности....