Логопедическая ритмика в работе с дошкольниками с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи
статья по логопедии
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, а в особенности ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации движений, общей и мелкой произвольной моторики. Кроме того, с их помощью развиваются правильный речевой слух и речевая память, темп речи, речевое дыхание.
Логоритмические занятия являются неотъемлемой частью комплексного воздействия по преодолению различных речевых нарушений при задержке психического развития и системных недоразвитиях речи. Логоритмика включает в себя занятия, основанные на взаимодействии двигательной активности, речи и музыки. Движение помогает понять и запомнить слово. Речь и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что помогает им адаптироваться к условиям окружающей среды, способствует развитию их познавательной активности. Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению речевого недоразвития различного генеза у младших школьников обеспечивает дополнительные возможности для их успешного развития и обучения.
Музыка, как эффективное организующее средство воздействия, издавна использовалась в терапевтических целях. Например,
В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка. Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она широко используется во многих странах, особенно в области дошкольного и начального школьного образования. Применением сочетания ритма, музыки и движения композитор решал задачу "воспитания ритма с помощью ритма" (сначала у музыкантов), а затем, используя специальные упражнения, вырабатывал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. В комплексе упражнений Жак-Далькроз считал музыку руководящим и формирующим принципом. По его словам, это необходимо потому, что нотная система дает возможность точно и четко указывать на бумаге длительность движений, шагов и жестов. Кроме ритма, как вспомогательного средства выражения, музыка обладает также звуком и гармонией, и тело должно передавать все богатство оттенков выражения только посредством ритмических вибраций. Ритмика по системе Жака-Далькроза, основанная на принципе заинтересованности и доступности, широко применяется в работе с детьми, нуждающимися в двигательной и речевой реабилитации.
Дети с ЗПР характеризуются слабо развитой произвольной сферой (способностью сосредотачиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по шаблону и др.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения плохо сбалансированы. Многие авторы отмечают, что у детей с ЗПР часто наблюдается недостаточное развитие различных видов движений и моторики: движения плохо скоординированы, неуклюжи и нечетки, снижена четкость и скорость, отсутствует ритм и плавность. Поэтому развитие ритмичности у дошкольников с задержкой психического развития абсолютно необходимо.
Курс логоритмических занятий должен быть направлен прежде всего на развитие психических процессов (внимания, различных видов восприятия, памяти, мышления) и двигательной сферы дошкольников. Дети постепенно учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия, контролировать свои мышцы, движения, учатся напрягаться и расслабляться, что вырабатывает правильную осанку. Занятия планируются и организуются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе.
Особую важность имеет игровая составляющая, так как она помогает поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме способствует более легкому овладению движением, так как ритм стихотворения помогает поддерживать ритм движений.
Разнообразие приемов логопедической ритмики помогает решать следующие задачи: развитие оптико-пространственных, гностико-праксических, слуховых функций, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекцию эмоционально-волевой сферы и функциональной системы речи.
Оптимальные результаты логоритмических занятий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития обеспечиваются при соблюдении следующих требований:
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности и с обязательным учетом общего физического развития ребенка;
- проводимое занятие должно быть связано с целями и задачами логопедических занятий;
- в основном должны использоваться простые игровые и двигательные приемы, доступные детям, которые вызывают у детей большой интерес и активизируют их;
- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития, двигательных навыков каждого ребенка;
- при невозможности для ребенка групповых занятий необходима индивидуальная отработка приемов с последующим введением ребенка в общие занятия.
В настоящее время использование логопедической ритмики рассматривается в литературе как эффективное средство работы с различными нарушениями психомоторных и сенсорных функций у лиц с речевой патологией через систему движений в сочетании с музыкой и речевым сопровождением. Систематическое, последовательное применение приемов логоритмики дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у дошкольников с задержкой психического развития и помогает облегчить и организовать коррекционную работу при системных недоразвитиях речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_ritmika.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в работе с дошкольниками
с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи
Иванова Евгения Васильевна – учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа.
Белгородская область, г. Старый Оскол.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, а в особенности ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации движений, общей и мелкой произвольной моторики. Кроме того, с их помощью развиваются правильный речевой слух и речевая память, темп речи, речевое дыхание.
Логоритмические занятия являются неотъемлемой частью комплексного воздействия по преодолению различных речевых нарушений при задержке психического развития и системных недоразвитиях речи. Логоритмика включает в себя занятия, основанные на взаимодействии двигательной активности, речи и музыки. Движение помогает понять и запомнить слово. Речь и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что помогает им адаптироваться к условиям окружающей среды, способствует развитию их познавательной активности. Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению речевого недоразвития различного генеза у младших школьников обеспечивает дополнительные возможности для их успешного развития и обучения.
Музыка, как эффективное организующее средство воздействия, издавна использовалась в терапевтических целях. Например,
В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка. Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она широко используется во многих странах, особенно в области дошкольного и начального школьного образования. Применением сочетания ритма, музыки и движения композитор решал задачу "воспитания ритма с помощью ритма" (сначала у музыкантов), а затем, используя специальные упражнения, вырабатывал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. В комплексе упражнений Жак-Далькроз считал музыку руководящим и формирующим принципом. По его словам, это необходимо потому, что нотная система дает возможность точно и четко указывать на бумаге длительность движений, шагов и жестов. Кроме ритма, как вспомогательного средства выражения, музыка обладает также звуком и гармонией, и тело должно передавать все богатство оттенков выражения только посредством ритмических вибраций. Ритмика по системе Жака-Далькроза, основанная на принципе заинтересованности и доступности, широко применяется в работе с детьми, нуждающимися в двигательной и речевой реабилитации.
Дети с ЗПР характеризуются слабо развитой произвольной сферой (способностью сосредотачиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по шаблону и др.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения плохо сбалансированы. Многие авторы отмечают, что у детей с ЗПР часто наблюдается недостаточное развитие различных видов движений и моторики: движения плохо скоординированы, неуклюжи и нечетки, снижена четкость и скорость, отсутствует ритм и плавность. Поэтому развитие ритмичности у дошкольников с задержкой психического развития абсолютно необходимо.
Курс логоритмических занятий должен быть направлен прежде всего на развитие психических процессов (внимания, различных видов восприятия, памяти, мышления) и двигательной сферы дошкольников. Дети постепенно учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия, контролировать свои мышцы, движения, учатся напрягаться и расслабляться, что вырабатывает правильную осанку. Занятия планируются и организуются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе.
Особую важность имеет игровая составляющая, так как она помогает поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме способствует более легкому овладению движением, так как ритм стихотворения помогает поддерживать ритм движений.
Разнообразие приемов логопедической ритмики помогает решать следующие задачи: развитие оптико-пространственных, гностико-праксических, слуховых функций, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекцию эмоционально-волевой сферы и функциональной системы речи.
Оптимальные результаты логоритмических занятий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития обеспечиваются при соблюдении следующих требований:
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности и с обязательным учетом общего физического развития ребенка;
- проводимое занятие должно быть связано с целями и задачами логопедических занятий;
- в основном должны использоваться простые игровые и двигательные приемы, доступные детям, которые вызывают у детей большой интерес и активизируют их;
- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития, двигательных навыков каждого ребенка;
- при невозможности для ребенка групповых занятий необходима индивидуальная отработка приемов с последующим введением ребенка в общие занятия.
В настоящее время использование логопедической ритмики рассматривается в литературе как эффективное средство работы с различными нарушениями психомоторных и сенсорных функций у лиц с речевой патологией через систему движений в сочетании с музыкой и речевым сопровождением. Систематическое, последовательное применение приемов логоритмики дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у дошкольников с задержкой психического развития и помогает облегчить и организовать коррекционную работу при системных недоразвитиях речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Дружить и ссориться»...
Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)
Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...
Совместная деятельность по ознакомление с художественной литературой для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко». (для детей старшей группы -5-6 лет)...