Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
Художественно-эстетическое развитие
для детей с задержкой психического развития и
общим недоразвитием речи
(аппликация)
Тема: Снегирь на ветке рябины.
(для детей подготовительной группы 6-7 лет)
Составила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 14 «Василёк»
Колесова О.П.
г. Рубцовск, 2016
Тема: Снегирь на ветке рябины.
Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов;
-уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.
Коррекционно-развивающие:
-развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;
-закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
- умение работать по схеме;
-учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи;
-повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости;
-совершенствовать общую и мелкую моторику.
Коррекционно –речевые:
-активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый);
-упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и -несовершенного вида;
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;
-побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
-вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
Лексический материал:
Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.
Красногрудый, длинноногий, пёстрокрылый, белогрудый, чернокрылый.
Предварительная работа:
- чтение стихотворений о птицах;
- загадывание загадок;
-чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;
-рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий,
-выделение особенностей строения и внешнего вида;
-дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;
-наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
-лепка снегиря;
-разучивание физминутки «Прилетели птички»;
-оформление листов-понно для аппликаций;
-заготовка деталей хвоста и крыла;
-объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».
Оборудование:
плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, кармашки-клетки, конверт с письмом, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.
Методы и приёмы:
показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям, договаривание предложений.
Ход нод:
1.Организационный момент:
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы.
-Всякая птица…
-У каждой пташки…
-Журавль прилетел…
-Соловей берёт пением…
-Сколько кукушка не кукуй…
-Воробьи под кровлю…
2.Вступительная беседа:
Звучит музыка - голоса птиц.
-Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках?
Звучит голос:
-Ой,ой,ой. Ой,ой,ой.
К нам пришёл волшебник злой.
Он руками замахал
И всех птиц заколдовал.
Вы письмо скорей прочтите,
Бедным птицам помогите.
-Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам.
Чтение письма:
-Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый.
-О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль)
-О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д.
-Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц.
-Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.
-А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил).
-Вот и снегирь свой клюв повесил.
-Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? (ответы детей)
3.Основная часть
а) Сообщение темы
-Очень хорошая идея – найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины».
б) Показ и анализ образца
-Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу? ( Мы можем увидеть снегиря на улице на деревьях)
-Назовите части тела птицы. (Голова, туловище, крыло, хвост, лапы, глаз, клюв)
-Давайте посчитаем их. (Счёт детей сопровождается показом на доске)
-Какая по форме голова птицы? (Голова круглая)
-Какое по форме туловище снегиря? (Туловище овальное)
-Какой формы глаз? (Глаз круглый)
-Какой по форме клюв? (Клюв треугольный)
-Какого цвета бумага нам понадобится для работы? (Нам понадобится бумага чёрного и красного цвета)
-Какие части тела у снегиря чёрного цвета? (У снегиря чёрного цвета голова, крыло, хвост, глаз и клюв)
-Какое по цвету туловище у снегиря? (Туловище красное)
-Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.
-Где на листе расположен снегирь? (Снегирь расположен в центре листа)
-Как расположено туловище птицы? ( Задняя часть туловища расположена ниже, передняя приподнята вверх)
-Где расположена голова? (Голова расположена слева от туловища)
-Где расположен хвост? (Хвост расположен справа от туловища)
-Где находится крыло? (Крыло находится в верхней части туловища)
-Где расположены лапки? (Лапки расположены внизу под туловищем)
-Где на голове нашего снегиря находится глаз? (Глаз находится посередине головы)
-Где расположен клюв? (Клюв расположен слева)
-В какую сторону смотрит снегирь? (Снегирь смотрит в левую сторону)
-Сравните голову и туловище. Что больше? (Туловище больше, а голова меньше)
-Сравните туловище и хвост, что длиннее? (Туловище длиннее, а хвост короче)
в) Составление последовательности выполнения работы
-Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу. (Ответы детей)
- Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.
-Что будем делать потом? (ответы детей)
-Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.
-Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше? (ответы детей)
-Надо разложить все детали на картоне.
- Расскажите о следующем шаге. (Ответы детей)
-Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.
( По аналогии разбирается вся схема)
г) Физминутка
-Покружились, покружились
-И все в птиц мы превратились.
(дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стих)
-Ну-ка, птички полетели,
(руки скрещены, повернуть ладонями к себе, большие пальцы соединены друг с другом, ладони имитируют взмахи крыльев)
-Полетели и присели, (присесть на корточки, руки за спину)
-Поклевали зёрнышки, (пальцами постучать по полу)
-Поиграли в полюшке, (покружиться на месте)
-Водичку попили, (наклоны головы вверх-вниз)
-Пёрышки помыли, (руки на пояс, движения локтями)
-В стороны посмотрели (повороты головы вправо-влево)
-И на место улетели. (бегут на стульчики)
д) Повторение последовательности выполнения работы
-Давайте ещё раз, по-цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.
(дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы)
• Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.
• Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.
• Разложить все детали на картоне.
-Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону. Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо.
( приглашаю ребёнка к доске выложить детали)
-Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.
-Что будем делать дальше?
• Сначала надо наклеить туловище.
• Потом наклеить голову.
• Затем будем клеить хвост.
• Потом приклеить крыло.
• Дорисовать лапы, клюв, глаза.
-Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.
е) Самостоятельная деятельность детей
В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.
Например:
-Что надо наклеить сначала?
-Что ещё надо обвести?
-Что ты уже вырезал?
-Что ты рисуешь?
з) Анализ детских работ
-Посмотрите на всех птиц.
- Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)
-Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.
-Расскажите о понравившейся вам птице (Анализируют 2-3 ребёнка)
-Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько? (Много)
-Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.
-Давайте порадуемся вместе с ним. (Дети хлопают в ладоши)
-Пришло время возвращаться в детский сад. Чтобы попасть обратно, надо вспомнить стихотворение, а какое вам подскажут птицы.
-Посмотрите, на что похожи снегири, когда сидят на ветках? (Ответы детей)
-Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение? (Чтение стиха)
4.Организационное окончание.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц? (Мы клеили снегирю друзей)
-Расскажите, как мы выполняли аппликацию? (Сначала мы вырезали детали, а потом наклеивали их)
-Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта: ИсследовательскийПроблема: У дете...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...
Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)
Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....
«Особенности памяти и ее развитие у детей с задержкой психического развития»
Что такое ЗПР? ЧТо страдает?Можно ли помочь ребенку с ЗПР и как? Примеры дидактических игр с описанием...
Социально – коммуникативное развитие для детей с задержкой психического развития с 6 до 7 лет
Социально – коммуникативное развитие для детей с задержкой психического развития с 6 до 7 лет включает: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и прави...
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...