Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Колесова Ольга Петровна

Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

Художественно-эстетическое развитие

для детей с задержкой психического развития и

общим недоразвитием речи

 (аппликация)

Тема: Снегирь на ветке рябины.

(для детей подготовительной группы 6-7 лет)

                                                                                         Составила: воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 14 «Василёк»

Колесова О.П.

г. Рубцовск, 2016

Тема: Снегирь на ветке рябины.

Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.

Задачи:

         Коррекционно - образовательные:

-учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на                            другую;

-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов;

-уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.

        Коррекционно-развивающие:

-развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;

-закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

- умение работать по схеме;

-учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи;

-повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости;

-совершенствовать общую и мелкую моторику.

        Коррекционно –речевые:

-активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый);

-упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и -несовершенного вида;

-учить отвечать на вопросы полными  предложениями;

-развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;

-побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

        Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

-вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

        Лексический материал:

Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.

Красногрудый, длинноногий, пёстрокрылый, белогрудый, чернокрылый.

        Предварительная работа:

- чтение стихотворений о птицах;

- загадывание загадок;

-чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;

-рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий,

-выделение особенностей строения и внешнего вида;

-дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;

-наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

-лепка снегиря;

-разучивание физминутки «Прилетели птички»;

-оформление листов-понно для аппликаций;

-заготовка деталей хвоста и крыла;

-объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».

        Оборудование:

плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, кармашки-клетки, конверт с письмом, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины  (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.

        Методы и приёмы:

показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям, договаривание предложений.

                

Ход нод:

        1.Организационный момент:

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы.

-Всякая птица…

-У каждой пташки…

-Журавль прилетел…

-Соловей берёт пением…

-Сколько кукушка не кукуй…

-Воробьи под кровлю…

        2.Вступительная беседа:

Звучит музыка - голоса птиц.

-Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках?

Звучит голос:

                -Ой,ой,ой. Ой,ой,ой.

                К нам пришёл волшебник злой.

                Он руками замахал

                И всех птиц заколдовал.

                Вы письмо скорей прочтите,

                Бедным птицам помогите.

-Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам.

Чтение письма:

-Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый.

-О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль)

-О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д.

-Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц.

-Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.

-А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил).

-Вот и снегирь свой клюв повесил.

-Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? (ответы детей)

        3.Основная часть

        а) Сообщение темы

-Очень хорошая идея – найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины».

         б) Показ и анализ образца

-Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу? ( Мы можем увидеть снегиря на улице на деревьях)

-Назовите части тела птицы. (Голова, туловище, крыло, хвост, лапы, глаз, клюв)

-Давайте посчитаем их. (Счёт детей сопровождается показом на доске)

-Какая по форме голова птицы? (Голова круглая)

-Какое по форме туловище снегиря? (Туловище овальное)

-Какой формы глаз? (Глаз круглый)

-Какой по форме клюв? (Клюв треугольный)

-Какого цвета бумага нам понадобится для работы? (Нам понадобится бумага чёрного и красного цвета)

-Какие части тела у снегиря чёрного цвета? (У снегиря чёрного цвета голова, крыло, хвост, глаз и клюв)

-Какое по цвету туловище у снегиря? (Туловище красное)

-Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.

-Где на листе расположен снегирь? (Снегирь расположен в центре листа)

-Как расположено туловище птицы? ( Задняя часть туловища расположена ниже, передняя приподнята вверх)

-Где расположена голова? (Голова расположена слева от туловища)

-Где расположен хвост? (Хвост расположен справа от туловища)

-Где находится крыло? (Крыло находится в верхней части туловища)

-Где расположены лапки? (Лапки расположены внизу под туловищем)

-Где на голове нашего снегиря находится глаз? (Глаз находится посередине головы)

-Где расположен клюв? (Клюв расположен слева)

-В какую сторону смотрит снегирь? (Снегирь смотрит в левую сторону)

-Сравните голову и туловище. Что больше? (Туловище больше, а голова меньше)

-Сравните туловище и хвост, что длиннее? (Туловище длиннее, а хвост короче)

        в) Составление последовательности выполнения работы

-Посмотрите на первую схему и  скажите, с  чего начнём нашу работу. (Ответы детей)

- Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.

-Что будем делать потом? (ответы детей)

-Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.

-Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше? (ответы детей)

-Надо разложить все детали на картоне.

- Расскажите о следующем шаге. (Ответы детей)

-Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.

( По аналогии разбирается вся схема)

        г) Физминутка

                 -Покружились, покружились

                 -И все в птиц мы превратились.

(дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стих)

                 -Ну-ка, птички полетели,

(руки скрещены, повернуть ладонями к себе, большие пальцы соединены друг с другом, ладони имитируют взмахи крыльев)

                -Полетели и присели, (присесть на корточки, руки за спину)

                -Поклевали зёрнышки, (пальцами постучать по полу)

                -Поиграли в полюшке, (покружиться на месте)

                -Водичку попили, (наклоны головы вверх-вниз)

                -Пёрышки помыли, (руки на пояс, движения локтями)

                -В стороны посмотрели (повороты головы вправо-влево)

                -И на место улетели. (бегут на стульчики)

        д) Повторение последовательности выполнения работы

-Давайте ещё раз, по-цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.

(дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы)

•        Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.

•        Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.

•        Разложить все детали на картоне.

-Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону.  Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо.

( приглашаю ребёнка к доске выложить детали)

-Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.

-Что будем делать дальше?

•        Сначала надо наклеить туловище.

•        Потом наклеить голову.

•        Затем будем клеить хвост.

•        Потом приклеить крыло.

•        Дорисовать лапы, клюв, глаза.                                            

-Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.

        е) Самостоятельная деятельность детей

В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.

Например:

-Что надо наклеить сначала?

-Что ещё надо обвести?

-Что ты уже вырезал?

-Что ты рисуешь?

        з) Анализ детских работ

-Посмотрите на всех птиц.

- Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)

-Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.

-Расскажите о понравившейся вам птице (Анализируют 2-3 ребёнка)

-Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько? (Много)

-Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.

-Давайте порадуемся вместе с ним.  (Дети хлопают в ладоши)

-Пришло время возвращаться в детский сад. Чтобы попасть обратно, надо вспомнить стихотворение, а какое вам подскажут птицы.

-Посмотрите, на что похожи снегири, когда сидят на ветках? (Ответы детей)

-Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение? (Чтение стиха)

        4.Организационное окончание.

-Вот мы и вернулись в детский сад.

-Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц? (Мы клеили снегирю друзей)

-Расскажите, как мы выполняли аппликацию? (Сначала мы вырезали детали, а потом наклеивали их)

-Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта:   ИсследовательскийПроблема:  У дете...

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...

Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

«Особенности памяти и ее развитие у детей с задержкой психического развития»

Что такое ЗПР? ЧТо страдает?Можно ли помочь ребенку с ЗПР и как? Примеры дидактических игр  с описанием...

Социально – коммуникативное развитие для детей с задержкой психического развития с 6 до 7 лет

Социально – коммуникативное развитие для детей с задержкой психического развития с 6 до 7 лет включает: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и прави...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...