Совместная деятельность по ознакомление с художественной литературой для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко». (для детей старшей группы -5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
Совместная деятельность по ознакомление
с художественной литературой
для детей с задержкой психического развития и
общим недоразвитием речи
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко».
(для детей старшей группы -5-6 лет)
Составила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 14 «Василёк»
Колесова О.П.
г. Рубцовск, 2016
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко».
Цель: создание условий для проявления интереса к произведениям Е. Чарушина.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Создание условий для обеспечения становления умений внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы, выделять главное в содержании произведения.
Формировать представление о животных – «больших и маленьких», «о братьях наших меньших» - на основе гуманистической прозы Чарушина.
Продолжать знакомить с биографией и творчеством автора Е. Чарушина.
Помочь осмыслить содержание пословицы.
Способствовать овладению умения различать литературные жанры (рассказ)
Коррекционно-развивающие:
Развивать способность внимательно слушать рассказ, запоминать последовательность событий.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброе, бережное отношение к животным.
Лексический материал: Волк – волчонок – волчишко. Самого себя в двое толще, Пес зубы скалит, Стал жить, дрожать ,Ели жив - боится. Налить в плошку
Оборудование: книга, иллюстрации к рассказу «Волчишко», аудио сказка, презентация с портретом Е.Чарушина , портретом Е.Чарушина , картинка к пословеце, разрезная картинка из 6частей с изображением волчонка.
Предварительная работа: чтение произведений Чарушина, рассматривание иллюстраций, знакомство с понятием художник – архитектор, знакомство с понятием иллюстрация.
Структура OД:
1. Орг. момент- Ребята, прежде чем мы начнем нашу увлекательную беседу нужно закончить пословицу (Что посеешь, то и пожнешь. Поспешишь, людей насмешишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дело мастера, боится. Сделал дело, гуляй смело. Делу время, а потехе час.)
Сегодня нам автор поможет
Лучше героя понять
И усилий немало приложит,
Чтоб ярче его показать (переход к стулья)
Вступительная беседа:
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством детского писателя Евгения Ивановича Чарушина. Он, замечательный детский писатель и художник-иллюстратор. Иллюстрации, зверята на его рисунках милые и забавные. Ребята что такое иллюстрации? ( т.е. картинки, рисунки которые вы можете увидеть в детских книгах)
Чарушин родился в г. Вятке, его отец был архитектором (тот кто строит дома), а мама научила любить природу.
Е.И. писал рассказы для детей и сам иллюстрировал их. Он создавал рисунки и к книгам других детских писателей, К. Чуковского, В. Бианке.
За свою жизнь он создал около 2х десятков книг. Последней книгой оформленной художником «Детки в клетки». Сын Чарушина вырос и , тоже стал художником – иллюстратором детских книг.
Е. И. один из любимых художников детей.
2. Сообщение темы:
- Давайте вспомним какие литературные жанры вы знаете? Как узнать сказку? А как узнать рассказ? А стихотворение? Сказка (это ненастоящая, вымышленная история с присутствием волшебства), рассказ (это правдивая история которая могла произойти на самом деле) и стихотворение (это произведение где встречаются слова рифмы, слова которые дружат друг с другом).
- Сейчас мы с вами будем знакомиться с одним из произведений Е.Ч., а вы внимательно слушая текст, попробуете определить литературный жанр
3. Первое прочтение (Слушание аудио сказки)
- Ребята, а вы хотите узнать название произведения которое для вас написал Евгений Чарушин? Я приготовила для вас сюрприз(упражнение «Разрезная картинка, из 6 частей») посмотрите на спинку стула, там у каждого есть конверт, а в конверте, часть картинки, собрав которую, мы узнаем название произведения (переход со стульев к столу, работа за столом) Переворачивайте заготовки и соединяйте в единое целое. Кто у нас получился? Давайте сравним с моей картинкой. (Волк, волчонок)
- Ребята, сейчас вы прослушаете про него произведение , которое называется «Волчишко» и попробуете определить его литературный жанр.
- Давайте наденем воображаемые наушники и будем внимательно слушать, спины выровняем, ноги поставим прямо, ровно.
Вопросы: -Чем вам запомнилось прослушанное произведение?
-Какое настроение передал вам этот текст?
-Давайте вернемся к заданию. (Какое, вы помните? Определить жанр прочитанного произведения? (Ответы детей) Что это сказка, рассказ или стихотворение? (Рассказ, молодцы)
- Почему это рассказ попробуйте объяснить?
- О ком этот рассказ? (о животных, о волчонке)
- Назовите главного героя рассказа? (волчишко)
- Давайте вспомним как автор называет волчонка-волчишко… (Скажем вместе)
- А почему он так его называет? (потому что любит, автору емго жалко, называет его ласково).
4. Физ. Минутка (инсценировка движений по тексту, передача эмоций, на ковре)
- Ребята мне понравился фрагмент в рассказе, который я вам предлагаю прослушать и проиграть. Сейчас мы с вами будем героями этого рассказа.
Совсем забоялся волчишко (вдох на выдохе произнесение ууууууу)
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! (вдох на выдохе произнесение шшш)
Прыгнул на стол, блюдце свалил (вдох на выдохе произнесение дзынь,дзынь)
Пёс вокруг кресла бегает, лает (лаем)
Вылез волчишко осмотреться. (посмотрел налево, посмотрел на право)
Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл (вдох на выдохе вой, повтор несколько раз громко -тихо)
5. Словарная работа (переход на стулья)
- Ребята в тексте рассказа прозвучали очень интересные выражения, послушайте их и давайте попытаемся определить их значение:
- Самого себя в двое толще - это значит ухоженный, откормленный важный(покажем какой был толстый, надуем щеки)
- Пес зубы скалит – показывает зубы, злится (губы натянули в улыбке и показали все свои зубы)
- Стал жить, дрожать - как понимаете? спрятался стал бояться (обняли широким языком верхнюю губу и бесшумно трясем языком )
- Ели жив - боится.
- Налить в плошку – так в старину называли миску или блюдце.
6. Второе прочтение установка внимательно послушайте этот рассказ еще раз, и ответе на мои вопросы.
Вопросы по тексту:
- Как назевается произведение? ( Волчишко )
- С чего начинается рассказ? (В лесу жил волчишко с матерью, мать ушла, его поймали и принесли домой к человеку).
- Как встретили волчишку животные кот и пес? (кот фыркал и пыжился, а пес скалил зубы).
- Как они вели себя по отношению к волчишке? (плохо, агрессивно, шипели, фыркали, лаяли, вели себя негостеприимно).
- Что произошло ночью? (все уснули, а волчишко вылез из-под кресла, осмотрелся, походил все понюхал и завыл; при этом разбудив и напугав всех в доме).
- Почему ночью волчишко стал себя так вести? (Потому что он дикое животное. Живет в лесу, в логове, по ночам охраняет волк свою территорию, воет на луну ведет ночной образ жизни, поэтому волчишко и засуетился
- А что делали кот и пес ночью? И почему? (Пес уснул, кот зажмурился и задремал. Потому что они домашние животные, их приучил человек вести себя по другому, выполнять команды, спать ночью. Поэтому поведение животных отличается друг от друга, т.к. одни дикие, другие домашние).
- Чем закончилась история? (Когда утром человек ушел, оставив всем молоко в плошке и кот и пес стали лакать молоко – волчишко вылез из – под кресла – подлез к двери, спустился по лестнице, выбежал на улицу и убежал в лес где встретился с матерью - волчицей).
- Правильно ли поступил человек, забрав дикое животное из леса в дом и поселив его с домашними животными? (Нет, т.к. поведение и образ жизни диких и домашних животных отличается друг от друга. Домашние животные приручены человеком, а дикие живут сами по себе).
- Ребята, вспомните произведение какого жанра вы прослушали? (Если дети затрудняются , предложить на выбор сказка, рассказ или стих)
- А как выдумаете почему? (В нем рассказывается реальная история о поведении дикого животного, который попал в непривычную для себя обстановку).
- Можно ли к этому произведению применить пословицу: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» (Объясните почему?) Волка нельзя приручить, домашним он не станет, погладить его нельзя. Он остается диким и зверем, и всё равно рано или поздно убежит от людей)
- Назовите автора рассказа? (Е. Чарушин).
- Молодцы, а теперь проходите в книжный уголок , где мы рассмотрим различные иллюстрации к рассказам Е.Чарушина, а также его книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития по познавательному развитию "В мире опасных предметов"
Занятие позволяет закрепить у детей представления об опасных предметах, с которыми они встречаются в быту....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности(задержка психического развития)
Конспект позволяющий познакомить детей с понятием "Настроение".Учить на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.Учить дифференцировать посту...
Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год
Рабочая Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры,...
Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки
Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указыв...
Перспективный план по самообразованию " Развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования"
План самообразования "Развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисрвания"...