Статья на тему: "Развитие словаря у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи
Статья раскрывает особенности развития словаря на разных возрастных этапах дошкольного детства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга
Статья на тему «Развитие словаря детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Левина Надежда Николаевна
Санкт-Петербург 2022 год
Развитие словаря детей дошкольного возраста.
Словарная работа в детском саду-это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Слово-основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение; звуковой состав слова; его морфологическую структуру. Эти три характеристики необходимо учитывать при проведении словарной работы с детьми.
Особенности развития мышления ребёнка во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий.
Необходимо раскрыть такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребёнка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребёнка. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина и т.д. Значит подбирая содержание для развития активного словаря, воспитатели должны учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно помнить основную цель обучения родному языку: сделать язык средством общения. Поэтому для словарной работы с детьми необходимо предусмотреть группу слов, используемых ими для свободного общения в данных конкретных условиях.
Пассивный словарь - слова, которые говорящие на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда. Когда их слышат. Если у взрослого в пассивный словарь входят специальные технические термины, архаизмы, диалектизмы и т.п., то у ребёнка часть слов общеупотребительной лексики, более сложные по содержанию (качественные прилагательные, наречия, числительные и др.)
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Эти слова воспитатель должен вводит в речь детей планомерно, систематически.
Задачи и содержание словарной работы.
Конкретными задачами словарной работы в детском саду будут следующие:
- Обогащение словаря.
Систематическое ознакомление детей с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения. Этот процесс представляет собой увеличение количества понимаемых слов, расширение пассивного словаря, т.е. формирование правильных ответных реакций ребёнка на слова, слышимые от окружающих.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении.
Детей следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, родимая и т.д.) Иногда они используются в бытовой речи ребёнка.
К содержанию словарной работы относится также ознакомление с элементами русской фразеологии. Фразеологические обороты служат средством создания эмоциональной, выразительной речи, средством оценки каких-то явлений или событий.
- Уточнение и закрепление словаря ребёнка.
Эта задача выдвигается в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста. Дошкольник нуждается в многократном повторении слов для их запоминания.
Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные (обувь, транспорт и т.д.), отвлечённые существительные (красота. Тишина, чистота и т.п.), числительные, относительные прилагательные (городской, пассажирский, железный и др.)
Нуждаются в закреплении слова, сложные в звуковом отношении. Произносить их нужно отчётливо, чтобы у ребёнка создавалось правильное акустическое представление (экскаватор, тротуар и т.д.).
Наряду с закреплением решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения.
- Активизация словаря детей.
Воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово. Активизация словаря-важнейшая задача словарной работы в детском саду, подразумевающая увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых, точно понимается ребёнком.
Своеобразием словарной работы является запрещение употребления вульгаризмов, просторечных слов, являющихся отступлением от литературной нормы.
Содержание словарной работы строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку в педагогическом процессе сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве.
Усложнение словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе и идёт по следующим направлениям:
- Овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом
- Рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений. Этот процесс требует способности к анализу и сравнению.
- Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает умение детей обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития.
Требования к развитию активного словаря детей на разных возрастных этапах.
Дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, называть воспринимаемый объект.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи, овладевает элементарным грамматическим строем родного языка, начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочинёнными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми ребёнок всё рее использует звукоподражательные слова, однословные предложения.
К концу четвёртого года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразнее становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый и т.д.). Ребёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он не редко использует в речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка), однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок ещё не пользуется такими собирательными существительными как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: например, «Это рубашка (пальто, куртка и т.д.). Иногда ребёнок, не зная названия предметов, употребляет, наоборот обобщающие слова: «Видел дерево» (вместо берёзы), «Это цветок» (одуванчик).
Активный словарный запас, которым располагает ребёнок на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающим. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь он часто допускает неточности.
У ребёнка пятого года жизни наблюдается увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года), что создаёт возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета кроме основных, называют дополнительные (голубой, оранжевый, тёмный), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные, однако их ребёнок употребляет ещё очень редко. Своё высказывание четырёхлетний ребёнок строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт ознакомления с новыми предметами. Их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, за счёт использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают активно употреблять. Всё чаще в речи ребёнка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояния предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов 9по сравнению с предыдущим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года жизни ребёнок более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например, не только называет слово животные, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие животные, а корова, кошка, лошадь – домашние. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словаря является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход), прилагательные (хороший-плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит); подбирать наибольшее количество прилагательных к определённым существительным, наречий; подбирать близкие по смыслу слова (синонимы).
Предлагая такие задания не трудно убедиться, что словарь ребёнка всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слов близких по смыслу, дети этого возраста подбирают не много и не всегда удачно. Ошибки при употреблении слов возможны при пересказах сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов.
На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор практически на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребёнка всё чаще встречается дифференцированный подход к обозначению предметов (машина легковая; грузовая, а не просто машина; одежда зимняя; летняя и т.п.). Он всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Дошкольник всё чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры.
Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в низ сходство или различие (белый, как снег), всё чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.
Итак, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто используемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребёнка процесс овладения речью. Да и речь его, в целом, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Список используемой литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –Москва «Академия» 1998 год
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» книга для воспитателей детского сада. – Москва «Мозаика-синтез» 1999 год
- Бородич А.М. «Методика развития речи детей» курс лекций для студентов педагогических институтов. – Москва «Просвещение» 1974 год
- Гербова В. «Обучающая функция слова» статья «Дошкольное воспитание» №8 1969 год
- Ляховская Ю. «Приёмы активизации словаря» статья «Дошкольное воспитание» №8 1968 год
- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» пособие для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение» 1982 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-459032-1403242986.jpg)
Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....
Статья по теме: « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
ЦЕЛЬ: учить детей выполнять несложные упражнения и танцевальные движения с предметами и без предметов. Приобщать малышей к необычной для будничных дней обстановке, веселому, радостному настроени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-47623-1381420684.jpg)
Статья на тему:Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей дошкольника тесно связано с развитием его познавательных способностей. Такие процессы в дошкольном периоде ребенка интенсивно развиваются. Происходит это благодаря воз...
Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/10/picture-1037031-1525967752.jpg)
Статья на тему "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Развитие нравственных качеств у ребёнка и приобщение к нравственному образованию его родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1071159-1539803159.jpg)
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1100044-1547405945.jpg)
Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».
Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка....