Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
статья на тему
Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matemeticheskih_sposobnoestey_u_doshkolnikov.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа и просто по величине (с указанием того, что считать величиной). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: "Найти все красные".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Все перечисленные выше примеры - это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно. Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.
В.А.Крутецкий в книге “Психология математических способностей дошкольников” различает 9 способностей (компонентов математических способностей):
- Умение к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и связей.
- Умение обобщать математический материал, вычленять важно, отвлекаясь от незначительного, видеть общее во внешне различном.
- Умение к оперированию знаковой и числовой символикой.
- Умение к “последовательному, верно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
- Умение сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
- Умение к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
- Гибкость мышления, умение к переключению от одной умственной операции к иной, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.
- Математическая память. Возможно, предположить, что её типичные черты к тому же вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.
9. Умение к пространственным представлениям, которая прямым способом связана с наличием подобной отрасли математики как геометрия.
Можно сформулировать следующие выводы:
- Развитием математических способностей у дошкольников нужно заниматься.
- Математические способности создаются и развиваются в ходе обучения.
- Математические способности – это не просто умение считать в пределах 10, а целый комплекс способностей.
- Любовь к математике необходимо прививать с раннего детства.
Даже если ребенок не станет победителем математических олимпиад, трудностей с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в последующем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"
Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"
Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...
План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель:Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообрази...
Статья на тему развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
.............
Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Форма проведения: «круглый стол + деловая игра».Цель: - формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.- повышение профессиональной компетен...