Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии по теме

Контемирова Светлана Олеговна

Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Эмоциональная лексика, являясь неотъемлемой частью лексикона, необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций. Она способствует боле точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. В последние годы в системе дошкольного воспитания развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное внимание. В программах для детей с ОНР формирование эмоциональной лексики происходит фрагментарно. У таких детей развитие словаря не происходит спонтанно, следовательно — необходима целенаправленная работа в этой области.

Мною было проведено исследование уровня развития эмоциональной лексики у детей 5 лет с ОНР. Были проанализированы:

  • особенности использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции;
  • выразительность речи детей;
  • умение определять и называть эмоциональное сосотяние по фотографии, по картинке, по пиктограмме;
  • умение подбирать синонимы и антонимы к словам, обозначающих эмоциональное состояние.

Наблюдение за ребятами в свободной деятельности и анализ речевых карт показали, что для детей с речевой патологией характерны проявления гипомимии, что объясняется особенностями моторики. У дошкольников этой группы менее всего вызывали трудности изобразить радость и грусть. А вот выразить злость, испуг, удивление оказалось многим не6возможно. Это объяснялось и трудностью в дифференцировке этих эмоций.

Анализ выразительной стороны речи показал, что наименьшие трудности возникли при произнесении интонации радости. В остальных случаях фраза произносилась нейтрально.

Результаты обследования определения и называния детьми эмоциональных состояний позволили выявить следующие особенности: дети смешивали эмоциональные состояния «грусти» со «злостью» и «испугом» и т. д.  Максимально успешно дети определяли и называла радость и грусть.

Анализ данных по изучению способности подбирать синонимы и антонимы к словам эмоциональной лексики показал, что:

1. при подборе синонимов дети допускают множество лексических ошибок, среди них таки,как:

  • образование синонимов путем присоединения частицы «ек» (радостная — негрустная);
  • употребление слов, имеющих очень широкое значение (грустный, злой — плохой);
  • использование смысловых замен (грустный — злой, радостная — улыбчивая...).

2. При подборе антонимов чаще всего встречаются ошибки:

  • называние исходного слова с отрицанием (добрый — недобрый)
  • замена нужного слова лексемой, имеющей очень широкое значение (красивый — плохой)
  • смысловые замены (злой — веселый)
  • называние слов — синонимов.

Исходя из полученных данных были определены следующие задачи работы:

Старшая логопедическая группа.

1. Учить различать свои индивидуальные особенности.

2. Формировать адекватную самооценку.

3. Дать детям первичные знания о базовых эмоциях: радость, удивление, гнев, горе6, интерес, стыд, вина, страх.

4. Учить различать данные эмоции по фотографиям, по схематическим изображениям.

5. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, пантомимику, интонацию).

6. Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

7. Учить детей подбирать синонимы  и антонимы к словам, обозначающих эмоциональные состояния.

8. Формировать эмоциональную лексику, состоящую из слов, передающих эмоциональное отношение, путем морфологических преобразований (образование слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами).

Подготовительная логопедическая группа.

  1. Учить детей понимать собеседника по выражению лица, по жестам, позе, а также выражать свои эмоциональные реакции, чувства.
  2. Продолжать знакомство детей с эмоциями страха, радости, горя, испуга, удивления, вины, стыда и гнева.
  3. Расширить представления об эмоциях, предлагая сравнить их.
  4. Учить понимать свои чувства и чувства других детей, рассказываать об этом.
  5. Учить контролировать свои эмоции.
  6. Продолжать формировать синонимические и антонимические отношения.
  7. Продолжать формировать эмоциональную лексику, состоящую из слов, передающих эмоциональное отношение, путем морфологических преобразований (образование слов с ласкательным значением, образование превосходной степени прилагательных (злющий, красивейший), образование имен прилагательных путем префиксированного повтора (чистый — чистый...).

Для развития паралингвистических средств общения использовались такие задания, как:

  • Рассматривание рисунков и фотографий.
  • Д/у «Обезьянки» (один ребенок изображает какое-то эмоциональное состояние, а другой — повторяет за ним).
  • Д/У «На меня посмотри, скажи, что изменилось» (определение эмоций по мимике).
  • Д/У «Кубик» (педагог бросает кубик, на гранях которого пиктограммы с эмоциями, дети изображают соответствующую эмоцию).
  • «Подбери пиктограмму к фотографии»... и т. д.

Для формирования интонационной стороны речи велась работа по:

  • развитие воспроизведения ритма. Задания типа: «Дождик», «Дятел», «Послушай и повтори»...
  • Формирование умения различать эмоциональные оттенки в речи. Задания: «Какая маска говорит?», «Какое у мамы настроение?», а также на материале диалогов и инсценировок.
  • На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности применялись приемы:

1) отработка выразительности на материале междометий (АХ! ОХ! ОЙ!...)

2) отработка интонации на материале слова (Мама! Мама?...)

3) отработка интонации на материале предложения (Дождь идет... Дожди идет?)

Так же широко использовались диалоги, инсценировки, игры — драмматизации.

Для формирования эмоционального словаря, а также синонимических и антонимических отношений использовались игры: «Замени слово», «Я начну — ты продолжи», «Скажи наоборот», а также — составление рассказов по сюжетной картине, серии картин, придумывание сказок и рассказов с использованием (или — по определённому набору) пиктограмм   и т. д.

Данные задания включались во все подгрупповые занятия, в соответствии с изучаемой лексической темой, а также — на специальных занятиях, посвященных определенной эмоции. Такое занятие проводилось раз в месяц. Например, в старшей логопедической группе:

  • Октябрь. «Радость»
  • Ноябрь «Удивление».
  • Декабрь «Гнев»
  • Январь «Горе»
  • Февраль «Интерес»
  • Март «Стыд, вина»
  • Апрель «страх»
  • Май «Наши эмоции»

Благодаря проделанной работе по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР у ребят значительно расширился лексикон, что положительно отразилось на точности выражения мыслей, правильном построении фраз, дети адекватно понимают эмоциональное состояние свое и других детей, речь их стала более выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Статья на тему: "Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста"

Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитн...

План профессионального самообразования по теме: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы.        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень больш...

Карта самообразования педагога - психолога по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособи...

Консультация для педагогов «Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»                     ...

Протокол родительского собрания. Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Протокол родительского собрания №4группы №2 «Пчелки»Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....